Гончарное производство

Логинов А.Н.

Гончарным производством в основном занимались в станицах Старо-Григорьевской, Ново-Григорьевской, Сиротинской, принадлежавших Второму Донскому округу. Есть сведения, что в начале XIX в., в эти станицы пришли малороссы из Харьковской губернии, которые узнали, что из глины, находящейся в этих юртах, можно делать гончарную посуду, и занялись этим ремеслом. Лучшие залежи глины находились в юрте станицы Сиротинской. Глина имела свинцовый, белый или красноватый цвет. Добывали ее на большой глубине.

Для производства глиняной посуды строили гончарни. Каждый гончар летом делал в день до ста сорока горшков, а зимой — до половины. Сделав их до трех тысяч штук, он складывал их в горн, вырытый в земле, и выжигал. На выжиг этих горшков требовалось от пяти до восьми возов дров. Выжигали также с помощью кизяков, но такие горшки имели не самые лучшие качества, т.к. температура была ниже, чем когда выжигали дровами. Делали и поливную посуду, но только по заказу. В среднем каждый гончар делал в год до 15 тыс. горшков, которые на месте продавал по 15-20 руб. за тысячу.

Казаки, считавшие вначале этот труд не по званию, впоследствии узнали всю выгоду и пользу производства горшков и, оставив плуг, принялись делать горшки или развозить их. Последним занималась одна треть жителей станицы Старо-Григорьевской. Керамической посудой нагружали баркасы, плыли вниз по Дону, продавая ее в низовых станицах от 5 до 25 коп. за горшок или меняли на хлеб. Заработок гончара в год составлял 200 рублей. В 1869 г. в станицах Ново-Григорьевской, Старо-Григорьевской и Сиротинской было 46 гончарен, на которых работало сто мастеров и подмастерьев.

Гончарни обычно располагались на краю поселения. Они представляли собой небольшие домики до половины находящиеся в земле, и состоящие из сеней для сушки посуды в летнее время и так называемой теплушки, где непосредственно производились работы. Там же находилась яма, в которую засыпали глину с песком, два станка: один для гончара, другой для челядника (ученика) и полки для сушки посуды зимой. Скорее всего помещения гончарных мастерских мало отличались от традиционных донских построек. А поскольку здесь работали и украинские и русские мастера, то оборудование и технологии могли быть как малорусским, так и великорусским.

Первой стадией гончарных работ была подготовка глины для лепки. Прежде всего ее смачивали и тщательно промешивали. На Украине встречался такой способ, как отмучивание глины и общепринятый прием — строгание глины сперва железным стругом, а потом проволокой, чтобы удалить из глины камешки и т. п. Струг обычно лежал на куче глины («козёл») справа от гончара.

У русских описанные способы не применялись. Здесь сначала перемешивали глину деревянным веслом, затем топтали ногами и, наконец, разминали руками. «Заминку», т. е. глыбу глины весом в 10 пудов (163,8 кг — авт.), рабочий растаптывал босыми ногами в круглую лепешку, а потом шел по этой лепешке от краев к центру по спирали, так чтобы следы его ног немного заходили один на другой. После того как вся лепешка размята, он скатывал глину в трубку, снова распластывал ее в лепешку и разминал до тех пор, пока глина не примет консистенцию густого масла и не перестанет скатываться в комья.

Судя по этнографическим данным, промешивание глины иногда происходило в избе гончара на полу. Тщательно промятая глина в зависимости от степени ее тучности насыщалась примесями, так как жиры глины при высыхании дают очень неравномерную усадку, коробятся, трескаются. Из примесей известны: песок, тальк, толченые раковины, дресва (зерна гранита или кварцита) и шамот (толченая старая керамика), кострика или рубленая солома. Отощающие примеси делали глиняное тесто более грубым (особенно примесь дресвы), но позволяли изделиям сохранять свою форму при обжиге.

После подготовки глины приступали к работе на гончарном круге.

Гончарный круг, издавна известный в причерноморских городах, в римское время продвинулся вверх по Днепру и Днестру, но с падением римской культуры был забыт там. И только в IX в. происходит сравнительно быстрый переход к гончарному кругу, производящему заметное улучшение качества глиняной посуды. В это время в гончарном деле происходила замена женского домашнего производства мужским ремесленным.

Простейший ручной гончарный круг

Форма древнейшего гончарного круга нам неизвестна, так как все части его (может быть за исключением оси) были деревянные и ни разу не были встречены в раскопках. Но, тем не менее, этнографические материалы сохранили до нашего времени почти все звенья эволюции техники гончарного дела. Если мы предпримем обзор деревенской гончарной техники Восточной Европы XIX-XX вв. в направлении с северо-востока на юго-запад, то тем самым мы совершим своеобразную историческую экскурсию в прошлое гончарного дела.
Простейшая конструкция гончарного круга («коло», «кружалко») была такова: основой круга являлась низкая небольшая скамья из толстой доски, стоящая на двух плахах. В доске скамьи прорезалось отверстие для оси. На деревянную ось наглухо падал большой деревянный круг, толщиной 2-3 см и диаметром 15-20 см. Иногда между кругами и доской для получения необходимого просвета на ось надевалась массивная деревянная шайба. Поверх круга прикреплялся тонкий кружок меньшего диаметра, на котором иногда вырезывали вглубь клеймо. Для того чтобы глина легче отделялась от круга, последний посыпали золой и пес-ком. При работе на таком станке гончар сидел верхом на скамье и вращал круг левой рукой, а правой формовал глину.

Ручной гончарный круг

Южнорусский ручной гончарный круг

У южнорусских преобладало употребление ручного гончарного круга (станка, на котором формуют посуду. Этот станок представлял собой переносную скамью, на одном конце которой имелось отверстие для вращающегося штыря. На верхнем конце этого штыря не-подвижно укреплялся деревянный круг 50-80 см в диаметре. Гончар вращал круг левой рукой. Если у одного типа ручного гончарного круга штырь («веретено») вращался, то у другого, не менее широко распространенного типа он был закреплен неподвижно, а на конце его вращался конус, обращенный вершиной вниз.
Несколько сложнее был гончарный круг северорусского населения. Здесь деревянный цилиндр а неподвижно прикреплен к скамье. (На рисунке он немного приподнят, чтобы было видно, каким образом он укреплен.) Сверху у этого цилиндра тонкий стержень, на котором вращается деревянный круг с. Однако круг насажен на стержень цилиндра не непосредственно, а с помощью крестовины из двух дощечек; на их концах укреплены четыре штыря, идущие от находящегося наверху круга. Дощечки с четырьмя штырями вращаются вместе с кругом, в то время как цилиндр и стержень остаются неподвижными.

Со временем обе системы ручного круга подвергались дальнейшей переработке.

Введение в дело ног гончара, вращающих нижнюю плоскость круга, сразу разрешило проблему непрерывного вращения и освободило обе руки мастера. Гончарный круг при этом претерпел следующие изменения: верхний круг стал меньше, веретено длиннее, нижний круг значительно возрастает в размере и весе, становясь маховиком всей системы. Веретено для устойчивости перехвачено в верхней части, а нижний конец вращается на порплице, врытой в землю или вбитой в пол

Украинцам ручной гончарный круг был совершенно незнаком. Они пользовались исключительно ножным кругом. Ножные круги были известны также русским, которые кое-где называли их «немецкими».

Северорусский ручной гончарный круг

Ножной гончарный круг неподвижно прикреплялся к лавке у стены, и его нельзя было перенести в другое место так же просто, как ручной. Он состоял из двух дисков, параллельных друг другу и насаженных на перпендикулярный им вертикальный стержень («веретено»). Длина веретена равнялась обычно 80-90 см. Его делали из дерева или из железа. Нижний конец его вращался в углублении специального камня или железной плиты. На высоте примерно 20-30 см от нижнего конца на веретено неподвижно насаживался большой деревянный круг («ножник») 80-120 см в диаметре и толщиной 7 см и больше. Гончар вращал этот большой круг обычно правой ногой, левой регулируя его ход. Вместе с большим кругом вращалось веретено и малый верхний круг («вершник»), диаметр которого равнялся 20-30 см, а толщина 5 см. Немного ниже верхнего круга веретено проходило через деревянную доску («ручка»), которая соединяла весь станок с неподвижной скамьей и которую гончар, сидящий на скамье, охватывал ногами.

При изготовлении посуды на ручном кругу гончар обязательно должен был провести большую подготовительную работу по формовке основы сосуда. Для этой цели применялась так называемая «ленточная» техника предварительной лепки сосуда или «налепом». При этом способе гончар сначала делал на круге дно сосуда, а потом начинал лепить бока: он мял в руках глину, лепил из нее валики соответствующей толщины и выкладывал их сперва по периметру дна, а затем друг на друга или по спирали, пока не получались стенки нужной вышины. При работе на ручном кругу легкого типа гончар, подталкивая круг левой рукой, правой рукой формовал сосуд, сглаживал неровности, заравнивал пазы между глиняными лентами.

Налепом работали все восточнославянские гончары в тех случаях, когда надо было сделать на сосуде ручку, ушко и т. п. (при этом круг не вращали), а также, если сосуд должен был быть очень высоким или иметь цилиндрическую форму.

Ручная лепка при работе на простейшем гончарном кругу отнимала у гончара значительную часть времени, но без нее мастер был бессилен сформовать сосуд на медленно вращавшемся кругу, который двигался неровными толчками.

Ножной гончарный круг совершенно устранил предварительную, черновую ручную лепку. Гончар садился к кругу и брал кусок глины нужной величины. Сжимая этот кусок ладонями и перебрасывая его с руки на руку, он придавал ему форму шара, а затем с силой бил им по центру верхнего диска. Начиная вращать круг ногой, он руками, смоченными водой, сжимал кусок глины, лежащий на круге, вытягивал его вверх и придавал ему любую цилиндрическую форму. Непрерывно вращая круг и все время смачивая руки, гончар делал затем большими пальцами углубление внутри цилиндра и формовал внутреннее пространство сосуда. Затем, поднимая и снова опуская руки, он увеличивал это углубление, делал стенки тоньше и придавал сосуду желаемую форму. Действия гончара усложнялись в соответствии с формой, которую должно было принять изделие. Для дальнейшей окончательной отделки сосуда на гончарном круге — выравнивания стенок, загибания края на горлышке и обработки дна и краев — пользовались деревянным орудием под названием «ножик». Иногда его могла заменять простая щепка. Соответствующие места стенок сосуда слегка сдавливали между указательным пальцем левой руки, который вводили внутрь сосуда, и деревянным ножиком, который брали в правую руку.

Гончар за работой на гончарном круге

Этот ножик был разной формы в зависимости от того, какая изготавливалась посуда. Характерно при этом углубление в середине, куда гончар в процессе работы вкладывал большой палец. Длина ножика 8-16 см, толщина 1 см. Края у него тупые. Чаще встречались ножики с тремя прямыми сторонами, а четвертой закругленной. Для горшков требовался длинный конусообразный ножик, для суповых мисок нож в форме полукруга или сегмента в четверть круга. Деревянным горшечным ножиком восточные славяне пользовались повсюду и называли его обычно одинаково — «гладилка». Им пользовались также и при изготовлении посуды «налепом».

Помимо деревянного ножика северорусские часто пользовались также мочалкой, тряпкой («мокруша»), а иногда и куском овчины. Все эти предметы смачивали водой, оборачивали ими руку и разглаживали стенки сосуда. В начале внедрения гончарного круга, когда вращение было еще слишком слабым, применялось выглаживание стенок пучком травы. Украинцам этот прием неизвестен.

Подсыпка песка была уже не нужна, так как гончар был заинтересован в том, чтобы глиняный ком возможно плотнее сидел на круге. Готовый сосуд срезался с круга ниткой, тонкой медной проволокой или деревянной лопаткой. Иногда просто снимали посуду с круга рука-ми, не срезая ее. Вероятно, это было связано с обычаем делать да гончарном круге знак, который отпечатывается на дне сосуда. Если изделие срезать, этот знак легко может стереться. Знаки были такие: крест в круге, звездочка, три-четыре линии, пересекающиеся в одной точке и заключенные в окружность, четырехугольная решетка в круге и т. д. Обычай делать знак — очень древний. Горшки со знаками часто находят при раскопках курганов.

После того как сосуды снимали с круга, их подвергали обжигу. Наиболее примитивный способ обжига — костровой применялся в догончарную эпоху (которую в археологической литературе нередко называют «дославянской»). При обжиге на костре стенки сосудов прокаливались очень неравномерно: с одной стороны могла прокалиться вся толщина стенки докрасна, а противоположная стенка могла остаться черной или покрасневшей лишь с внешней стороны.

При печном обжиге обычно прокаливалась вся поверхность горшка как с внешней, так и с внутренней стороны, но середина могла остаться не прокаленной. На Украине печи для обжига горшков были почти исключительно круглые, у русских они четырехугольные. Не-редко, однако, у русских для обжига горшков служили обычные русские печи в избах.

Древнейшая гончарная печь для обжига керамики

Только обжиг в специальном гончарном горне, позволяющем достигать высокой температуры, давал полную прокаленность всего глиняного теста. Сосуды горнового обжига легче по весу, чем обожженные в печи, звенят при постукивании и имеют в изломе сплошной цвет хорошо прокаленной глины (от беловатого до кирпично-красного).

Гончарные горны были различной конструкции.

Гончарные горны: 1. А — горн, найденный при раскопках Белгорода, общий вид; Б — продольный разрез (реконструкция); В — вид сверху; Г — поперечный разрез; 2. А — горн Донецкого городища; Б — вид сверху на под горна.

Самым интересным в конструктивном отношении является гончарный горн, раскопанный в Белгороде под Киевом. Горн, вместе с обжигавшейся в нем посудой, был вскрыт археологом в том виде, в каком за семь веков до этого он был брошен своим владельцем по причине какой-то катастрофы, постигшей город в XIII в. (нашествие Батыя?).

В плане горн имел грушевидную форму. В центре его находилось плоское возвышение, повторявшее форму горна и имевшее поперечный дымоходный канал, соединявшийся с вертикальными отверстиями в середине выступа.

Пространство между выступом и стенками горна было заполнено обжигавшимися сосудами в количестве около 15 штук. В узкой части горна было устье топки. Горн, у которого перед началом обжига верх был уже разобран, заполняли высушенными горшками (заднюю часть горна). Затем замазывали глиной верх, клали в переднюю часть дрова, зажигали их, замазывали устье глиной и обжиг начинался. Система дымоходов была устроена так, что жар из передней части шел, огибая выступ и прогревая все горшки, после чего он попадал в поперечный канал, откуда был доступ к выходу вверх. По окончании обжига разламывали глиняную обмазку верха и извлекали обожженные горшки.

Наряду с обжигом, практиковалась глазировка (укр. «полива», рус. «муравленье», «олифа») посуды. Глазировка была более широко распространена на Украине и находилась там на более высоком техническом уровне. У русских применялся почти исключительно метод сухой глазировки, да и тот не часто. Перед обжигом посуду обмазывали и осыпали порош-ком из толченого сурика. В большинстве случаев глазированную посуду тоже обжигали только один раз. Украинцы чаще применяли влажную глазировку и непременно двукратный обжиг — до и после глазировки. Русские пользовались ручными мельницами для размалывания глазури крайне редко, у украинцев же это — обычный способ.

Русские делали преимущественно черную посуду. Чтобы придать ей большую прочность и сделать ее более красивой, применяли «обварку». Это делали реже перед обжигом, обычно же после него, когда горшок еще раскален. Для обварки брали болтушку из ячменной муки — два фунта муки на ведро воды (употребляли также ржаную и овсяную муку и обмолоченные головки льна) или кислые щи. Горячую посуду окунали в холодный раствор и, кроме того, ее обмазывали перед обжигом крепким раствором соли. На Украине все эти приемы были неизвестны. Что же касается обычно применявшегося русскими окуривания, благодаря которому посуда приобретала голубоватый оттенок, то этот способ встречался и у украинцев. После обжига в печь бросали одно-два полена или тонкие влажные сучья и сразу же герметически ее закрывали. С этой же целью обожженные горшки покрывали на 6 часов навозом и землей. Украинцы, так же как и северорусские, с помощью гладкого кремня наносили на голубую посуду полоски и фигурки серо-стального цвета.

Форма и орнаменты керамических сосудов с Городища Разина

Историки утверждают, что гончарное производство осталось без существенных перемен на той же стадии развития, на какой его застало монгольское нашествие, и находилось на этой стадии местами даже до XIX и XX вв.

Что касается керамических изделий, производимых на Дону, то определенную картину могут дать находки на территории Городища Разина. Здесь собрано много кирпичей, изразцов, сосудов, игрушек, что свидетельствует об их широком применении.

Глиняные сосуды, обломки которых собраны в большом количестве (более 7 тысяч), можно разделить на четыре вида: белоглиняные, сероглиняные, красноглиняные и сосуды с поливой.

Примерно 60 процентов собранных обломков — белоглиняные. Сосуды из белой глины высокого качества. Они сделаны на ножном гончарном кругу, тонкостенны, хорошо обожжены и чаще всего имеют на венчике и плечах коричнево-красный орнамент, состоящий из волн, горизонтальных линий и мазков.

Наиболее распространенной формой этих сосудов является печной горшок с двумя маленькими ручками-ушками. Но встречаются также чаши (миски) и кувшины с широким горлом.

Среди сероглиняных сосудов также больше всего встречается горшков, несколько меньше — мисок, а еще меньше — кувшинов. По форме миски чаще всего — конусообразные, глубокие, с маленьким круглым донышком.

Черепок в изломе серый, тонкий, шероховатый; звук глуховатый; в глиняном тесте содержится большая примесь песка.

Наружная поверхность сосудов серая, с волнистым или линейным орнаментом. Встречается также орнаментация в виде штампованных розеток и других рисунков.

Красноглиняные сосуды имеют наибольшую толщину стенок (7-8 миллиметров). Черепок в изломе красный, шероховатый, звук звонкий; глиняное тесто с малой примесью песка. Из красноглиняных сосудов найдены горшки, миски, кувшины, а также крышки для сосудов.

Горшки имеют довольно сильно отогнутый венчик, на плечиках линейный и штрихованный орнамент.

Кувшины небольшие, с двумя ручками и без них, венчик несколько отогнут, шейка не-высокая. Кувшины, как правило, орнамента не имеют.

Миски — неглубокие, расширяющиеся кверху, края у большинства наклонные, но есть и прямые. Изредка по¬падаются миски с ручкой.

Поливных сосудов очень мало (5-7%). По материалу, способу изготовления и форме они не отличаются от красноглиняных. Черепок в изломе красный, толстый (7-8 миллиметров), звук звонкий. Полива бывает зеленая, желтая, коричневая, белая; иногда встречается сочетание нескольких цветов.

Наиболее распространенной формой поливных сосудов являются миски и блюда. Блюда низкие, иногда они имеют двустороннюю поливу.

Особо следует отметить обломки от нескольких поливных блюд исключительно совершенной работы. Эти блюда изготовлены из хорошо обработанного глиняного теста, прекрасно обожжены и имеют замечательный красочный орнамент, напоминающий колосья. Внутренняя поверхность покрыта поливой нескольких цветов (зеленой, желтой, коричневой). Весь облик блюд явно свидетельствует о том, что это дорогие и редкие сосуды.

Hosted by uCoz