Обряды

Проводы и встречи

Важным обрядом были проводы казаков и встреча их со службы. Этот обряд создали военная жизнь казаков и военное воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать ка-заков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в XVII в., когда казаки собирались в сухопутные или морские походы за «зипунами», перед отправлением весь народ собирался около часовни или церкви. Вместе с походным атаманом и Войском слушали обедню, молили Николая Угодника о покровительстве и помощи. Потом все выходили на площадь, где были приготовлены мед и вино, пили прощальный ковш, провожали походное войско до судов. На берегу еще запевали взаимное прощание и оставались до тех пор, пока лодки не терялись из виду.

Если поход был удачен, день возвращения казаков праздновался с особенным торжеством. Все население стекалось на берег Дона. Победители, одетые в лучшие одежды, с распущенными знаменами, с песнями при звуках литавр, торжественно проплывали мимо стоявшей толпы, приветствуя родные берега пушечными и ружейными выстрелами.

В XIX в. в обряде происходят изменения. Поскольку казаки теперь живут семьями, основные действия происходят не на берегу Дона, площади, улице, а в доме служивого. Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили».

По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, привешивали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.

После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг, — обращался к жене, — жди меня, быть может, Бог даст — вернусь!"

Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей.

Свадебный обряд

Еще одним важным обрядом был свадебный, который, как никакой другой, несет в себе элементы народной драмы. Все ее участники были одновременно и действующими лицами, и зрителями. В народе существует дна понятия свадебного обряда — «справлять» свадьбу и «играть» свадьбу. Первое отражает хозяйственные заботы, связанные с этим событием, второе выражает сущность обряда.

Перед тем как засылать сватов, родители жениха на семейном совете обсуждали достоинства и недостатки возможной родни, ее «природу». Тут вспоминалось, кто в их роду нарушал общепринятые обычаи и правила общины, заслужил худую славу, был нелюдим, скуп, показал себя вором или горьким пьяницей, нерадивым в семье или хозяйстве. Все эти отрицательные черты могли сказаться и в характере невесты. Только всесторонне обсудив «природу» невесты, семья жениха принимала решение начать сватовство.

Свадьбы можно было справлять в любое время, кроме постов. Начиналось все смотринами невесты, после чего уже засылались в дом невесты сваты со стороны жениха. Выбирали для этого людей опытных, которые славились умением высватать. Сваты говорили просто: такой-то и такая-то хотят вступить с вами в родство. Если им отвечали благодарностью за доброе мнение о дочери, но отговаривались, что не могут выдать ее, так как не имеют всего нужного для свадьбы, то это означало отказ. В случае согласия отец невесты назначал день, в который им надлежало прийти за ответом.

Затем происходило рукобитье. Жених с матерью, отцом и родней приходил в дом суженой. Родители в знак союза давали друг другу руки. Жениха и невесту ставили рядом, соединяли им руки и говорили: "Дочь, вот тебе жених, а тебе, мой сын, невеста. Да благословит Господь Бог союз ваш".

Далее шел сговор. Сговор был торжественнее рукобитья. Приглашались гости со стороны жениха и невесты. Готовили 10 или 20 блюд с кренделями, пряниками, орехами, винными ягодами, финиками. Сговор заканчивался тем, что жених и невеста подносили всем гостям вино. Затем начинались игры, танцы под балалайку, а после под звуки оркестра, состоящего из двух скрипок, дудочки и цимбалов. Невеста должна была переменить два-три платья, показывая тем самым достаток.

За несколько дней до свадьбы смотрели приданое невесты: постель, платья в сундуках. По искусно сделанной вышивке, сплетенному кружеву судили о том, какая хозяйка входит в дом. Накануне свадьбы устраивали девичник. Приходили подруги невесты, и здесь она как бы прощалась со своей девичьей волей, со своими подружками и прежней жизнью.

И вот наступал день свадьбы. Это было всегда в воскресенье. Невесту убирали в брачную одежду. Отец с матерью благословляли дочь. Жених, также получив благословение родителей, отправлялся к невесте в сопровождении «храброго поезда», т.е. холостых друзей жениха. Из дома невесты все отправлялись в церковь, где над молодыми совершалось таинство венчания. После этого молодые и гости направлялись в дом жениха. На крыльце молодоженов встречали родители жениха с хлебом и солью, осыпали их орехами, зерном, конфетами, мелкой монетой — символами добра, счастья, благополучия. Всех приглашали за столы, произносили три тоста — «за князя с княгинею», за родителей жениха и невесты, после чего выходил дружка и говорил: "Сыр, каравай принимай, молодых одаряй!". Караваем закладывали хозяйственную основу новой семьи. Дарили новобрачным скот, материю, посуду, деньги, иногда даже дом с садом. После даров начинался пир, веселье, которое продолжалось до самого утра.

На второй день свадьбы носили «калину» — символ чести невесты. Сваха со стороны жениха наряжала красными лентами две зеленые ветви любого дерева и вместе с родственниками жениха шла к родителям невесты благодарить за дочь, по пути приглашая всех гостей на вторые столы. Когда носили «калину», все ее участники старались одеться посмешнее. Мужчины одевались в женскую одежду, а женщины — в мужскую. Но бывало и по-другому. Если невеста не сохранила свою честь, то на се родителей надевали хомут с намеком на то, что они не сумели удержать свою дочь, а иногда даже такую невесту на второй день возвращали родителям.

Поминальный обряд

Донские казаки придавали большое значение поминальному обряду. Для казака считалась достойной смерть на поле брани или в кругу семьи. Старики готовили себя к смерти, но встретить ее спокойно мог только тот, кто достойно жил, стремился не делать зла и кто не был одиноким, имел родных. По народному пониманию, чем больше грехов, тем труднее умирать. Хоронили казаки по православному обряду. Тело покойника обмывали: мужчины — мужчин, женщины — женщин. На покойника одевали только новую одежду. Нательное белье шилось руками. Гроб несли на руках. Это было обязанностью сына, родственников так проводить в последний путь родителя. Священник отпевал покойника дома или в церкви и на кладбище. Хоронили на третий день. И обязательно устраивали поминки: в день похорон, на 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти. Если человек умирал в пост, то готовили постную поминальную еду: варили уху или суп с рыбными катушками. Делали котлеты из рыбы, подавали жареную или маринованную рыбу, пекли пирожки с постной начинкой, подавали чай и компот. Обязательно варили кутью (отваренный рис с медом или изюмом). Если человек умирал в обычное время, то готовили домашнюю лапшу из курицы или борщ с мясом, варили яйца, делали котлеты мясные, пекли пирожки с мясом и повидлом. Подавали также компот или чай. Всех, кто был на кладбище, приглашали на обед. Все входящие во двор обязательно мыли руки за калиткой. На обеде ели только ложками, вилок не подавали и желательно, чтобы ложки были деревянными. Когда в станице умирал человек, то «звонили по душе». Если умирал ребенок, то звон колокола был высоким, если умирал пожилой человек, звон был низким.

Hosted by uCoz