Праздники

Святки

Святочные дни особенно были любимы народом. Начинались они праздником Рождества Христова и заканчивались праздником Крещения Господня. К достойному празднованию Рождества Христова верующие готовились сорокадневным постом, известным под названием Рождественского, или Филипповского. Канун праздника, называемый сочельником, проводился в особо строгом посте. В этот день не ели до первой звездочки. В красном углу под образами, на чистой скатерти, на пучке сена или соломы стояла чашка с отваренными зерна-ми пшеницы, политой медом, — «кутья». С первой звездочкой (воспоминания о той звезде, что возвестила волхвам о Рождении Христа), после молитвы ели «кутью», а за ней — самый скромный ужин.

Ночью, едва ударял колокол, вся казачья семья шла в храм. Но еще раньше шли «Христа славить». Мальчики пели молитвы и песни. Не принять «христославщиков» считалось большим грехом — всё равно, что не принять ангелов Божьих. (Боже избавь, в эти дни отказать в милостыни нищему или старцу!) Христославщиков наделяли пряниками, пирогами, конфетами, деньгами. Принимали их только до восхода солнца. На смену христославщикам вечером в первый день праздника приходили колядовщицы, которых также одаряли пирогами, конфетами, деньгами. Все собранное сносили в заранее намеченный курень и там в течение праздника устраивали посиделки с музыкой, играми, танцами.

Накануне Старого Нового года, 13 января, в щедрый вечер, варили вареники и ходили щедровать. Наряженные в костюмы и маски щедровщики ходили от дома к дому, поздравляя станичников с Новым годом, за что хозяева одаряли их разной снедью и деньгами. Вареники варили с творогом, а несколько делали с мукой, солью, монетой или пустыми. Достанется вареник с мукой — жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью — горькая, пустой вареник — пустая жизнь, с монетой — счастливая и долгая.

В полночь начинали гадать. Шли в хлев, вырывали шерсть у овцы: черная — жених чернявый, белая — блондин. Считали колья забора — если девятый и двадцать седьмой кол был в коре, то муж будет богатый, если голый — то бедняк.

Заканчивались святочные дни праздником Крещения Господня. В память того, что Спаситель своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает два великих водосвятия. Первое — накануне праздника в храме. Второе великое водоосвящение совершали в самый праздник под открытым небом на прудах и реках. Шествие для освящения воды в водоемах называлось крестным ходом «на Иордань». На Дону во льду пробивали крест, а в центре креста делали отверстие и вбивали чоп. Когда священник заканчивал молебен и чоп вынимали из отверстия, то под давлением собравшихся людей вода била фонтаном. Ею умывались, наполняли емкости, некоторые смельчаки купались в проруби.

К Рождеству, как и к Пасхе, тщательно готовились. Приводили в порядок дом. Обязательным украшением была рождественская елка, чья вечная зелень была символом обновляющейся жизни. В эти дни ходили друг к другу в гости, каждая хозяйка старалась блеснуть изобилием блюд. Для детей устраивали каталки на льду, молодежь развлекалась в кулачных боях.

Масленица

Масленица — один из самых веселых и ярких народных праздников. Начиналась она за неделю до Великого поста. По православной пасхалии масленица приходилась на вторую половину февраля - начало марта. Символами русской масленицы были катание с ледяных гор на сайках, а также катание на тройках и, конечно, обилие блинов.

Главным событием в праздновании масленицы на Дону были скачки и джигитовка. На открытом месте, в поле, устраивалась мишень в виде большого пучка камыша. Первый всадник на xoдy должен был выстрелом из ружья зажечь камыш. Следующий конник, соскочив на всем скаку с коня, делал выстрел из пистолета по мишени, держась за гриву коня. Другие всадники вслед за ним прыгали уже через пылающий камыш.

В масленичные дни казаки устраивали и скачки на выявление самой быстрой и резвой лошади. Такие скачки обычно собирали от 50 до 100 лошадей. Особенно запомнилась очевидцам скачка 1805 г. при закладке города Новочеркасска, в которой участвовало около 500 лучших донских скакунов. Победитель получил коня со всей сбруей, второй призер — несколько аршин сукна и парчи, третий — сафьян, тебеньки и стремена.

В последний день праздника — воскресенье, вечером выносили на станичную площадь столы и скамейки, устанавливали их в круг. На столы «набирали» закуску и выпивку. Приходил станичный атаман с насекой в руке, в окружении стариков, ставили знамена, собирались казаки станицы и праздновали масленицу. Пили за здоровье государя, потом за донского войскового атамана и, наконец, за станичного атамана и его станичников. Деятельное участие в празднование масленицы принимали дети. Они устраивали свои скачки по улицам, стреляли из маленьких пушек.

Большое значение придавали заключительному акту масленичных празднеств, имевшему религиозно-нравственный очистительный смысл: вечером последнего дня — «прощенного воскресенья» — перед церковной службой все просили друг у друга прощение. Прощение просили в семье, у родственников, к которым ходили или ездили в гости, у соседей, у встречных на улице. Кланялись в ноги со словами: «Простите Христа ради!». Случалось, что в такой день мирились многолетние враги.

Пасха

Пасха — один из самых любимых, красочных и светлых праздников. «Праздником праздников и торжеством из торжеств» называют православные богословы Пасху. Воскресение Христово отмечается торжественно, как ни одно другое событие христианской жизни.

К празднику готовились заранее. Убирали двор, самым тщательным образом мыли и украшали дом. Казачки терли пол дерном (желтым камнем). На окнах вешали накрахмаленные белые занавески, комоды покрывались вязаными белыми скатертями, расстилались чистые праздничные половики. В «чистый четверг» купались, в этот же день пекли пасхи, пироги, красили яйца, готовили другие блюда. И вот наступал сам праздник — Воскресение Христово. В пасхальную ночь задолго до полуночи верующие в светлых одеждах стекаются в храм и ожидают пасхального торжества. Перед самой полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного праздника Воскресения Христова. Священнослужители вместе с прихожанами совершают крестный ход вокруг храма. Все молящиеся идут с зажженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного праздника. После пасхальной литургии совершается освящение куличей, пасок, яиц, сала.

В течение всей пасхальной недели ходили друг к другу в гости. К этому празднику готовили очень много вкусных блюд. Но была и обрядовая еда, в которую входили пасха и крашеные яйца. Яйцо — символ новой зарождающейся жизни — занимает центральное место в пасхальном обряде. Окрашенное яйцо стало своего рода символом и знаком праздника. Яйца красили первоначально естественными красителями: березовыми листьями, чабрецом, шелухой лука. С конца XIX в. распространение получили покупные краски. Освященное яйцо ели первым, когда, придя от заутрени, садились за трапезу. Важное место в пасхальной обрядности занимало поминовение усопших. На второй день Пасхи шли на кладбище, с собою брали крашеные яйца, пасхи, которые оставляли на могилах.

В первый вторник после пасхальной недели святая церковь, разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение усопших, поэтому и день этот называется «радоницей». После литургии совершается вселенская панихида. Издревле существует обычай в этот день посещать могилы своих ближних.

Конечно, в тот день звонили колокола всех колоколен. Радостный, ликующий звон плыл над казачьими станицами и Доном. Обязательно ходили в этот день в гости, и при встрече станичники приветствовали друг друга словами: «Христос Воскресе!» и слышали в ответ: «Воистину Воскресе!», после чего трижды целовались, обменивались крашеными яйцами и пасхами.

Hosted by uCoz