С

 

САБЛЯ - обычно украшенная, старинная, тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на круги и по праздникам.

САГАЙДАК - казачье и татарское название колчана; по-киргизски — садак, по-алтай­ски — саадак.

САГВА – см. МУЗГА.

САДОВИНА (некр.) - фрук­товое дерево.

САК - вид женской верхней одежды.

САКВЫ - парные кожанке мешки цилиндрической фор­мы, каждый на 10-12 фунтов (фунт = 409,512 г) овса; приторачивались по обе стороны передней луки к седлу.

САККОС - по-гречески «ме­шок»; парчовое архиерейское облачение с рукавами.

САКМА - проторенный кон­ницей степной путь, широкий битый шлях.

САЛ - река, левый приток Дона, ок. 650 км длиною; в прежнем течении доступен для судов небольшого тоннажа.

САЛАМАТА - густой как ка­ша молочный суп, кипящее молоко заправленное мукой, ку­да иногда добавляют еще и каймак; также суп с салом или маслом, густо заправленный гречневой, просяной или пше­ничной мукой. Обычная казачья пища в степных походах старого времени.

САЛТАНУШКИ (некр.) - служивые, «славные атаманушки».

САЛЫ - камышовый плотик для седла и оружия при переправе через реку вплавь; при­вязывался к конскому хвосту.

CAMAH - крупный сырцовый кирпич из глины смешанной с мелкой соломой и некоторым количеством навоза; огнеупорный и нетеплопроводный материал для стен жилых домов и хозяйственных построек.

САМОСТРЕЛ - метательное оружие, выпускающее стрелы; род арбалета.

САНДАЛЯ - трезубец, которым бьют сазанов во время икрометания, когда они идут стадами при самом береге ре­ки. С. иначе называется — ости.

САПА - змея, гадюка.

САПЕТКА - круглая корзин­ка с двумя ручками.

САПУХА - печная сажа.

САТАИЛ, САТАНАИЛ -  не­чистый дух, дьявол.

САЯН - см. КАВРАК.

СБАТОВКА - в коннице при пешем строе, особый способ связывания лошадей от седла к седлу, при котором уменьшается число коноводов и в бой выводится большее число спешенных всадников. В образной казачьей речи «сбатовать» значит призвать к порядку, не допустить своеволия.

СБОЧЬ - со стороны.

С БУХТУ БАРАХТУ - неожиданно, непроизвольно, ни с того ни с сего.

СВЕДЕНЦЫ - особая строевая команда, созданная по царскому указу в 1700 г. из служилых городовых казаков городов Орла, Курска, Обояни и Чугуева. К полученным из них трем казачьим ротам добавили 2 роты крещёных татар и калмыков; поэтому их и называли С.

СВЕЖЕНИНКА - свежее мя­со.

СВЕРЗИТЬ - стянуть вниз, низвергнуть.

СВЕТЕЦ - лучина.

СВЕТОК  ЛАЗАРЕВЫЙ - тюльпан.

СВЕТЫ (некр.) - цветы.

СВЕРБЕТЬ - зудеть, чесаться.

СВИРИСТЕТЬ - верещать.

СВЯЗКА (некр.) - жемчужное ожерелье.

СВЯЗЬ - хата из двух комнат, разделенных сенями и чуланом.

СВЯЩЕНСТВО - у правос­лавных и католиков Таинство, соединённое с религиозным об­рядом рукоположения в духов­ные пастыри лиц, специально к тому подготовленных. У хри­стиан существует три основных степени С-ва: епископ, иерей и диакон.

СЕДЛО - снаряжение, облег­чающее всаднику долговременное пребывание на конской спине. Конструкция седла и его вес зависят от назначений: военного, спортивного или бы­тового; самые тяжёлые — ка­валерийские, самые лёгкие жо­кейские. Ковбойские, мекси­канские и казачье-горские со­ставляют особый тип.

Основные части казачье-горского седла: потник, арчак или ленчик (деревянная основа с луками), три подпруги, стре­мена, тебеньки и подушка. Потник из трёх или четырех листов войлока, покрыт ко­жей и приторочен к лукам арчака; по бокам арчака приве­шены на ремешках тебеньки, четырёхугольные куски твёр­дой кожи, которые прикрыва­ют пряжки подпруг, а спутлища со стременами расположе­ны над ними. Между лук арча­ка лежит продолговатая кожа­ная подушка, притянутая к не­му средней подпругой или чересподушечным ремнём. Стре­мена, более или менее однооб­разные, выкованы из прута стали с плоским упором для ноги, с широким прорезом вверху для спутлища и ремённой  скашёвки,   связующей стремена под грудью лошади.

К полному комплекту строе­вого С-ла принадлежат также кожаные или ковровые перемётные сумы и саквы для овса.

Таким типом седла казаки пользовались в армии и в до­машнем быту.

СЕЛИТРА - составная часть пороха. Казаки добывали ее из перегноя своей богатой поч­вы или из скифских курганов-храмов, воздвигнутых когда-то из хвороста. Как С. добыва­лась рассказывает турецкая хроника 1740 г.: «Раскапывает­ся земля и на яму накладывает­ся длинная выдолбленная ко­лода, на которой укрепляются бочонки и трубы, наполнявши­еся выкопанной землей. Свер­ху наливается горячая вода, которая, стекая, попадает в ко­тёл, где размешивается и ки­пит. Затем в котел кладут па­лочки, на которых за ночь от­кладывается селитра толщи­ной в палец. Чтобы добиться лучших результатов, опера­цию необходимо повторить много раз».

СЕЛ ОКРУГ (некр.) - посе­литься поблизости.

СЕМАК (дон.) - русская мед­ная монета в две копейки.

СЕМЕНЬ - особый вид лома для скалывания и прорубания льда на реке во время зимней рыбной ловли; верхняя поло­вина деревянная, а нижняя — стальная со скошенным остри­ём.

СЕМО И ТАМО (некр.) - здесь и там, там и сям.

СЕНА - сено; из за отсутствия в основной казачьей речи среднего рода, принадлежит к роду женскому: «сена хорошая, свежая, скошенная».

СЕРНИКИ - спички.

СЕЧКАРЬ - (некр.) плот­ник.

СИБИРЁК - колючий кустар­ник, из побегов которого де­лаются метлы.

СИГАЛИ - саранча, кузнечи­ки.

СИГАТЬ - прыгать, подска­кивать.

СИДЕЛЕЦ - постоянный слу­жащий при станичном прав­лении; исполнял поручения станичного атамана, охранял порядок, имущество и архивы канцелярии.

СИПА - у казаков пренебре­жительная кличка для русских солдат.

СКАЗОЧНЫЕ КАЗАКИ - взя­тые на учёт и ограниченные в правах дети и внуки казаков, участвовавших в восстании К. Булавина на руководящих дол­жностях. Русское правительст­во приказало распределить их по жилым юртам и ни на какие «казачьи службы» не назначать. Старшины взяли многих из них в свои хозяйства. Еще в 1764 г. некоторые С. К. работали у Войскового атамана С. Ефремова за малую плату или за одно содержание.

В 1769 г. Правительствующий Сенат поручил Войсково­му атаману пересмотреть в общем собрании со старшинами вопрос о С. К., с тем чтобы годных определить на службу. Это поручение было выполне­но, но и после этого у некото­рых влиятельных старшин они оставались «в услужении» сво­бодные от всяких других по­винностей.

СКАЛИТЬ - подвывать, по­визгивать, плакаться.

СКАЧОК - особый род кол­лективной рыбной ловли, в которой участвовало всё мужское население станицы; за­мерзшая река делилась на уча­стки, номерованные «сотни» и каждая часть станицы получа­ла по жребию свой номер. По сигналу люди во главе со ста­ростами бежали на свои участки, делали ряд прорубей и пропускали подо льдом спе­циальные сетки — «перетяжки». Попавшую в них рыбу тут де продавали прасолам, своим устным или приехавшим на это время из городов.

СКАШОВКА - часть казачь­его седла, ремень, которым под грудью коня связаны оба стремени. С. укрепляет посадку всадника при действиях шашкой и пикой, а при джигитовке позволяет делать головоломные номера.

СКЛО - стекло.

СКЛЯНИЦА (некр.) - бутылка, пузырёк.

СКОЛИЗЬ - гололедица.

СКОПЕЦ - ястреб.

СКОРОДИТЬ - бороновать поле.

СКРОЗЬ - повсюду, повсеме­стно.

СЛЕГА - длинный и толстый шест.

СЛОБОДЫ - населенные пун­кты, жители которых — зем­ледельцы пользовались сво­бодным трудом и не были за­крепощены помещиками. На Дону С. заложены свободными крестьянами и днепровскими казаками. Поселения крестьян зависимых назывались деревнями и сёлами.

СЛУЖИЛЫЕ КАЗАКИ - ка­зачьи общины и казаки-оди­ночки, принявшие на себя службу интересам царя мос­ковского. Появление С. Каза­ков связано с разгромом дон­ских берегов Мамаем (1380 г.), Тохтамышем (1382 г.) и Та­мерланом (1395 г.); после это­го остатки донцов скрылись на окраинах Руси от южной лесостепи до Белого моря и оттуда верстались на царскую окраинную службу. Первые С. К. вспоминаются в русских ле­тописях под 1468 г. С. К. получали постоянное жалованье деньгами, продуктами или земельными наделами; они иногда по­падались в гражданском состоянии и сотнями верстались в дворянское сословие «детей боярских», а особенно заслу­женные награждались крупными поместьями. Все они в слу­жебном отношении подчиня­лись Разрядному Приказу. В XVII в. многие С. К. способствовали завоеванию и освоению азиатских просторов Сибири. Когда же исчезла угроза татарских нападений, а грани­цы европейской России отодвинулись к берегам морей, прошла нужда в С. К. В последней четверти XVI в. многие из них целыми станицами переселились на Дон, Терек и Яик, а затем массами безработных и обедневших воинов хлынули на казачьи реки в связи с преследованиями «раскольников» и толпами «голутвенных» пополнили войско Степана Разина; тысячи погибли при Петре Первом на его новостройках, а остатки городовых и полковых С. К. уже в XIX в. переселены в новооснованные Сибирские Войска и на Кавказскую Линию, куда они явились с названиями их прежних станиц (Воро­нежская, Тульская, Чернигов­ская и т. п.).

СЛУХМЕННЫЙ - послушный.

СМЕКАТЬ - рассчитывать.

СМУТА - историческая эпо­ха в жизни Московской Руси. Смутное время началось после смерти Федора Ивановича, по­следнего царя из рода Рюрика (6 января 1598 г.), и продолжа­лось до избрания в цари Ми­хаила Федоровича Романова (21 февраля 1613 г.).

СМУХЛЕВАТЬ - сжульничать.

СНЕДЬ - пища, еда, продук­ты; от этого слова казачье — снедать, завтракать.

СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ - оплот христианства на да­леком севере. Основан в 1436 г. святыми иноками Савватием, Германом и Зосимою. Располагаясь на одном из ост­ровов Белого моря, раньше владел обширными волостями и на материке.

После изгнания казаков с Дона некоторая часть их ока­залась и на землях С. монасты­ря; казаки неоднократно упо­минаются в монастырских Ус­тавных грамотах. Например, в грамоте 1548 г. говорится о денежных повинностях каза­ков, проживающих в волостях Виремской, Сумской, Шиженской, Сухонаволоцкой и в Сло­бодке. Снова о казаках из Сумской волости говорится в гра­моте 1564 г. Там приказывает­ся выбирать в восьмичислен­ную комиссию по податным окладам и двух местных каза­ков: «да те бы восмь человек сидели у вас в окладе и окладывали земских людей и Каза­ков в Божью правду, кого чем пригоже, кто чего достоин, другу бы не дружили, и недругу не мстили». «А у которых Казаков дворы свои, и лошади и коровы держат и на тех бы есте клали выть не целую, по разсуждению, который чего достоин». Там же упоминаются некоторые льготы для каза­ков «а котором году лучится служба ратчина» (очевидно боевая).

Из монастырских волостей, так же как из соседних с ними земель, вышли поколения ка­заков — землепроходцев, зака­лённых в студёном климате се­вера. В XVII столетии они про­шли через всю Сибирь до бе­регов Сев. Ледовитого океана, Берингова и Охотского морей.

СОМОВЫЕ СУМЫ - на Дону насмешливое прозвище казаков из низовых рыболовных станиц.

СОРМЫ - протоки между озё­рами и болотами; С. плоские — мелкие безопасные для пе­реправы вброд; С. крутые — веста опасные, гиблые.

СОТНИК - в старое время ко­мандир сотни, но после присо­единения к России, согласно Табели о рангах, второй каза­чий обер-офицерский чин.

СОТНЯ - в казачьих армиях шестая часть конного полка и пластун­ского батальона; полный со­став: командир, 3 младших офицера и 144 рядовых вместе с вахмистром и урядниками.

СОХИ - столбы в турлучной постройке, а также колы в пле­тёной изгороди.

СОЧЕВИЦА - чечевица, ра­стение из семьи мотыльковых.

СОЯБИШНЫЙ (некр.) - уп­рямый.

СПОЛОХ - тревожный на­бат, вызов по тревоге, призыв к боевой готовности.

СПОПАШИТЬСЯ - спохва­титься.

СПОЧИВ - сон, отдых.

СПРОТИ - наперекор, напро­тив.

СПУТЛИЩА - часть казачь­его седла; крепкие ремни, на которых подвешены стремена; укреплены в прорезях перед­ней части деревянного ленчи­ка (арчака).

СПЫЛУ - очень горячий, прямо с огня.

СРОДСТВИЕ - родство, род­ственники.

СРОДУ - всегда.

СРОДУ НЕ - никогда.

СТАН - стоянка в открытой степи далеко от поселения во время полевых работ.

СТАН ВОЙСКОВОЙ - древ­нее название населённого пун­кта, где помещался центр уп­равления казачьим краем и по­стоянные вооружённые силы.

СТАНИЦА - в первоначаль­ном значении отряд конной разведки на степных рубежах Московии. Термин С. появляет­ся в исторических памятниках XVI в., как название казачьих служилых отрядов, следивших за татарской степью на окраи­нах в. князя московского, «чтобы украинам было береж­ней». Но, вероятно, их служба началась уже в XV в., вскоре после того, как татары изгна­ли казаков с Дона и в южных городах Сев.-Восточной Руси появились служилые казаки. Кадры каждой С-цы выделялись из казачьих городовых общин на основах кровного родства или хотя бы свойства, но отрицать возможность пополнения С-ц и другими ка­зачьими беженцами нет дан­ных. Во всяком случае, некоторые из них сохранили до наших дней свои родовые назва­ния, особенно на Дону (Аржановская, Качалинская, Каргальская, Григорьевская, Мелиховская и др.).

С-цы выходили на Поле на­чиная от 1-го апреля со свои­ми атаманами, которых называли головами. Они сменялись поочередно все лето и осень до того времени, пока степи не покрывались глубоким снегом и исчезала возможность неожиданного нападения ордынцев. Если С. обнаруживала приближение татар, она должна была сразу уведомить об этом соседние «сторожи» (см.) и свой сборный пункт — город. После это­го станичники уходили с пути противника и, оставаясь на его флангах, старались определить численность его войска.

Особый устав или «Книга» указывал, «на которых местах и урочищах на Поле, на крым­ских и на нагайских сакмах стояти на сторожах станичным головам, и вожам; и станичникам для бережения от прихода воинских людей». Тот же устав предусматривал места стоянки дозорных станиц, на­значение которых — контроль сторожевой службы.

Во время смуты С-цы обра­щались в боевые единицы. Ста­ницами же казаки возвраща­лись после нее на свое Старое Поле. К этому времени, т. е. к началу XVII в. русская грани­ца продвинулась по Донцу да­леко на юг. Поэтому исчезла необходи­мость охраны прежних рубе­жей. Городовые казаки и их станицы потеряли в связи с этим службу. В своей значи­тельной части они пересели­лись на водные реки Дон, Те­рек, Яик и там слово С. приня­ло иной смысл, так стали назы­вать поселения, которые преж­де считались городками. Но вместе с тем в некоторых го­родках поселились по две и больше станичных общин. На­пример, в Старом городе Чер­касском, по словам Ригельмана (XVIII в.), «в самом нутре города находится шесть ста­ниц: Черкасских две, Павлов­ская, Прибылянская, Средняя и Дурновская». В тех случаях, когда в новопоселённых стани­цах сильно было родовое на­чало, за ними сохранилось прежнее родовое название, а если С. состояла из многих ро­дов, для неё придумывали но­вое имя по месту поселения: Усть Хопёрская, Усть Медведицкая, Чирская, Цимлянская и т. п. Иногда возрождали ста­рое татарское: Курман Яр, Нагай, Бабей, Егорлык и др. С глубокой древности сохрани­лись летописные Урюпино и Сиротин. Надо полагать, что названия станиц по русским городам (Тульская, Воронеж­ская, Рязанская) принесли с со­бой на Кавказскую Линию остатки городовых казаков, служивших еще в полках с по­добными названиями. Иногда казаки получали и прозвища соответственно тем местам из которых они возвращались на Дон. Так возникли казачьи фамилии: Мордвинцевы, Черемисиновы, Черкасовы, Тульцевы, Костромины, Казанцевы.

С XVIII в. С. — казачье поселение с уста­новленными границами его зе­мельного юрта. Иногда на от­дельные участки станичного юрта переселялось несколько семейств, основывая новые по­сёлки и хутора. Хутора эти не разрывали связей со своей ста­ницей, считались ее частью. Вообще, благодаря племенно­му однообразию, родствен­ным связям, равенству в пра­вах, одинаковым социальным и экономическим условиям, жи­тели С-цы составляли как бы одну солидарную семью.

СТАНИЦА ЖУРАВЛЕЙ - по­строенная ключом (углом) стая журавлей во время осен­него или весеннего перелета птиц.

СТАНИЦА ЗИМОВАЯ - дип­ломатическое представитель­ство «казачьей республики» при правительстве соседнего госу­дарства.

СТАНИЧНИК - по первона­чальному значению всадник разведывательного отряда в «станичной службе» на южных московских рубежах. После того как служилые станицы переселились на казачьи реки, слово С. приобрело значение близкого по происхождению и по месту жительства, «своего человека». Это слово употреб­ляется также, как вежливая форма обращения,  вместо «господин», «пан» и т. д. Пе­ред революцией 1917 г. поход­ный атаман всех казачьих войск вел. князь Борис Вла­димирович приветствовал ка­зачьи полки возгласом: «Здо­рово, станичники!».

СТАНИЧНОЕ ПРАВЛЕНИЕ - течение жизни в станице регу­лировалось и направлялось собранием «стариков» — Станичным Сбором. Участниками собрания были «тридцатидворные» (один уполномоченный от тридцати дворов) выборные. Станичный Сбор созывался атаманом, по мере надобности, для разрешения очередных вопросов. Каждые три года тот же сбор избирал тайным голосованием (шарами) С. П., т. е. станичного атамана его двух помощников, трех судей и казначея. До революции 1917 г. выборы утверждались атаманом округа. Выбранные лица становились участниками Станичного Сбора и вместе с двумя писарями, гражданским и военным, составляли полный штат С. Правления. По определению Станичного Сбора им назначалось месячное жалование. Бесплатную службу или «посиденки» при Правлении несли посиденошные молодые люди 17-18 лет по очереди, в качестве посыльных.

Права и обязанности станичных властей определялись законами и древними обычаями. Станичные атаманы обладали полнотой местной исполнительной власти. Атаман становился главой хозяйственного управления, заботился о ста­ничном имуществе, следил за публичным порядком и безопасностью, заведовал первона­чальным военным обучением молодежи и снаряжением ка­заков, призванных на военную службу.

Деятельность С. П-ния про­являлась также в заботе о ну­ждающихся семьях, вдовах и сиротах; в посильной помощи им, в моральном воздействии на нерадивых хозяев, малоза­ботливых отцов и непочтитель­ных детей. В случае катастро­фического неурожая С. П. при­нимало меры для предотвра­щения голода и обеспечения неимущих хлебом. Оно же ве­дало медицинской опекой и делами просвещения, больни­цами и школами, принимало участие в образовании новых церковных приходов и в посе­лениях своего юрта помогало строить новые храмы. С. П. сле­дило также за правильным пользованием лесами, за вы­полнением постановлений о рыбной ловле, за ремонтом об­щественных построек, мостов и дорог. Под контролем Ста­ничного Сбора С. П. равномер­но распределяло между жите­лями пахотные, луговые, толочные и усадебные угодья. Всё это входило в круг обсужде­ния и решений станичного об­щества, которое таким обра­зом чувствовало себя полным хозяином местной жизни. При этом общественная дисципли­на нарушалась редко, т. к. по­коилась на авторитете выбор­ной власти и старшего поколе­ния, на почитании религиозных установок и древних казачьих обыкновений.

СТАРЕЦ - нищий, попрошайка.

СТАРОЕ ПОЛЕ - северочерноморская равнина, включая и донские степи. Отличалось от Заполья — лесостепи. Еще в XVII в. русские и поляки счи­тали его Диким полем, но для казаков оно диким не было. Весной 1708 г. К. Булавин, при­зывая донцов к восстанию, писал: «Прежде сего Старое Поле крепко было и держалось, а ныне же злые люди Старое Поле перевели, ни во что почли и чтоб вам Старое Поле не истерять».

СТАРООБРЯДЦЫ - часть православных христиан, отоше­дшая от господствующей в России Церкви после реформ московского патриарха Нико­на в 1654 г.

СТАРШИЙ УРЯДНИК - нижний чин в казачьих войсках.

СТАРШИНА - если это слово произносится с ударением на предпоследнем слоге, то оно обозначает социальный слой, выделившийся у казаков из народной среды по своему боевому опыту или по административным качествам.

Еще в первой половине ХVII в. каждый выборный атаман или другой начальник, от­бывши положенный срок, в правовом отношении не приобретал никаких преиму­ществ. Но со временем в бес­сословной казачьей среде ста­ло назревать образование осо­бого класса. Побывши два или три раза выборным атаманом, казак приобретал своеобраз­ный авторитет, как «заслужен­ный». Эти известные или «знатные люди» сохраняли ча­сто влияние на общественное мнение и вне служебного поло­жения. Таким образом, к кон­цу XVII в. из общих казачь­их масс выделилась особая группа, получившая название С-ны. Это несколько десятков родов, отличавшихся от дру­гих казаков материальным благосостоянием и тем, что представителей этих родов стали выбирать на атаманские посты и другие должности ча­ще, чем людей из рядовых ка­заков. В своей совокупности С. обратились в класс, не те­рявший авторитетности, бла­годаря установившимся тради­циям, богатству и высшему уровню грамотности.

После окончательного поко­рения казаков, из тех же стар­шин были созданы кадры от­ветственных начальников и ко­мандиров, уже не по воле на­рода, а по указу свыше. Часть из них получила почётное зва­ние дворян и крупные поме­стья.

СТВОРКА - оконная форточка.

СТЕБАТЬ - бить плетью.

СТЕП (муж. рода) - ровное, широкое непаханное поле.

СТЕПНОЙ КРЕСТ (дон.) - орден учрежденный Донским Войсковым Кругом в апреле 1919 г. по инициативе Поход­ного атамана генерала П. X. Попова. Небольшой четырех­конечный крест из вороненной стали, по образцу — камен­ных, которые с древних пор еще иногда сохранялись на курганах. Орденом награжда­лись все партизаны — участни­ки Степного похода, с правом носить его на орденской ленте черно-оранжевых,   георгиев­ских цветов. Ко времени осно­вания этого ордена многие партизаны-степняки погибли в боях за Дон и крестом награж­дены только 610 человек.

СТЕРНЯ - остатки при зем­ле стеблей хлебов или трав после жатвы и покоса.

СТОЙЛО - место у воды, где во время дня скот отдыха­ет на пастбище.

СТОР - первый лед, текущий по реке.

СТОРОЖИ (др. рус. с ударе­нием на предпоследнем слоге) - отряд пограничной стражи; при движении войск в боевом порядке — передовые части. В январе и феврале 1571 г., по царскому указу, в Москве был собран военный съезд во гла­ве с воеводой М. И. Воротынским. Этот съезд к 16 февраля составил приговор «О станичной и сторожевой службе», нечто вроде полевого устава, где были со всеми подробностями указаны обязанности С., а все служилые казаки разделялись на 1) городовых или полко­вых и 2) сторожевых или ста­ничных.

СТОРЧЕВОЙ ВЕТЕР - на Дону южный ветер.

СТОЯНКИ - колы для плет­ня.

СТРАМА - позор, стыд, срам.

СТРЕМЯ  - металлическая кольцеобразная часть седла, на которую опирается нога всадника; вошло в употребление около двух тысяч лет тому назад в сарматском и в аланском обиходе, как приспособ­ление необходимое в конном бою для более удобного владений мечом, палашом или пикой.

СТРЕМЯ РЕКИ - линия самого сильного течения в средине реки.

СТРИЖАКИ - жеребята на втором году жизни.

СТРЯМКОЙ - топкий, боло­тистый.

СТРОЕВОЙ УСТАВ - для ка­зачьих воинских частей, утвер­жден 2 мая 1838 г. с сохранением казачьей терминологии; вначале назывался: «Правила для состава и построений ка­зачьих полков».

СТЫТЬ (существ.) - прони­зывающий холод.

СУГЛАСНИКИ - единомыш­ленники.

СУГРЕВ - место на самом солнцепеке, где солнце особен­но пригревает.

СУМАРОК - неприветливый, странный человек.

СУМНО - печально, грустно.

СУРЧИНА - холмик земли при норе суслика.

СУСТРЕЛ - встретил, повстречался.

СУЦКОЙ - интеллигентный, разбирающийся в делах; от слова — суд.

СХИЛИТЬСЯ - согнуться, на­гнуться.

СХОД СТАНИЧНЫЙ - собра­ние представителей от казачье­го населения станицы и ее ху­торов для решения важных хо­зяйственных и административ­ных вопросов; участвуют в нём выборные, в зависимости от величины поселений, «десятидворные», «двадцатидворные» или «тридцатидворные» «ста­рики»; тоже — станичный сбор (см. Станичное Правление).

СХОРОНИТЬ - спрятать.

СЧИНАТЬСЯ - пробовать, пытаться.

СЫНЫ БОЯРСКИЕ - москов­ские военные люди, служив­шие по «отечеству», т. е. из поколения в поколение. Это своеобразное военное сосло­вие имело общее наименова­ние — «дети боярские». Если оно иногда пополнялось новы­ми людьми, то принимались в него исключительно лица из привилегированного класса. Были среди них и князья. Но служилые казаки «верстались» в С. Б. и получали связанные с этим имущественные выгоды беспрепятственно, очевидно, в награду за верную службу ца­рю. Историк Ключевский об­наружил в актах указание, что в 1585 г. только в одном Епифанском уезде 289 казаков за раз были повёрстаны в звание детей боярских.

Службу С. Б. начинали «новиками» с пятнадцатилетнего возраста. До этого времени они считались «недорослями». Проверку их происхождения и пригодности к службе произ­водила специальная комиссия «окладчиков», собранная из местных дворян и детей бояр­ских. Эта же комиссия назна­чала каждому проверенному «новику» земельный и денеж­ный оклад, который он станет получать, начав службу.

СЫСКНЫЕ НАЧАЛЬСТВА - основаны на Дону Войсковым Правлением в 80-х гг. XVIII в., как промежуточная инстанция между центром в Черкасске и возросшими в числе станица­ми. Им были переданы обязан­ности «нарочных старшин», уч­режденных в 1743 г., чтобы «изо всех донских жилищ изы­скивать и высылать на прежние жилища беглых российских всякого звания людей». Через десяток лет С. Н. всех шести округов ведали военными, су­дебными, административно-по­лицейскими и финансовыми делами, объявляли распоряже­ния Войскового правительства и наблюдали за их исполнени­ем, назначали казаков в служ­бы и походы, увольняли их в отставку, разбирали ссоры ме­жду станичниками, вели след­ствия по уголовным преступ­лениям и взыскивали налоги с податной части населения.

В царствование императора Павла I Войсковой атаман из­дал для С. Н-ств «Наставление с изложением их прав и обя­занностей». С 1802 г., когда земля донских казаков была поделена на семь округов, С. Н. стали первоначальной формой Окружных Правлений.

СЮЗЬМА - кислый творог розового цвета из топлёного молока; сильно выжатая и спресованая С. на Среднем До­ну называется «портошным мо­локом»; разбавленная водой дает вкусный освежающий на­питок.

СЯБРЫ (некр.) — соседи.
Hosted by uCoz