К

 

КАБАК - растение семей­ства тыквенных, с крупными листьями, желтыми медоносными цветами и очень боль­шими мясистыми плодами; родина К-ка — Ср. Азия; по-русски — тыква.

КАБАРГА - грудная кость у птицы; от татарского «кабырга» — ребро.

КАБАРЖИНА - острый хребет у худого скота.

КАВРАК или САЯН - бешмет из парчовой или иной дорогой ткани в ста­ринном наряде Казачек; шился в талию с закрытым воротом, но без воротника, с короткими рукавами «в три четверти», из под которых выпускались широкие рукава кубелека; обычная длина К-ка — ниже колен, а особен­но парадных даже длиннее; правая пола запахивалась по верх левой; иногда носился расстегнутым на груди, открывая агатовые пуговки кубелека.

КАГАЛЬНИК - 1) красная лоза, которую садят для за» крепления песков; 2) две не­большие речки, левые при­токи Дона; 3) прежнее наз­вание Кагальницкой станицы или городка, где проживала семья Степана Разина и где он сам был взят сторон­никами Москвы; 4) большое село в устье Дона. ок. 7 км от Азова.

КАДЫНА - толстая якор­ная цепь.

КАЗАК - 1) каждый от­дельный представитель каза­чьего народа мн. число ка­заки с ударением на послед­нем слоге; жен. род  — казач­ка; 2) у татар и персов, кро­ме этого, — мужской чекмень из дорогой материи на лег­кой меховой подкладке, опи­санный в XV в. Иосафатом Барбаро (Путешествие в Тану и Персию); 3) нижний чин в казачьих войсках.

КАЗАКИ ДВОРЯНЕ - гражданское состояние неиз­вестное в казачьих общинах и республиках во время их независимого существования. Правда, доверие, уважение и высокая оценка боевых за­слуг в свободном обществе часто открывали казаку дорогу к выборным постам и к некоторым экономическим преимуществам «милостию народа», но дворяне с осо­быми правами появились только в XVI ст. среди «цар­ских холопов», служилых казаков, как средство при­крепления их к кругу слу­жебных обязанностей.

КАЗАКИН - особый фасон верхней русской одежды, подобной покрою казачьему чекменю; узкий в талии, с застежками на крючках, с правой полой, поверх левой.

КАЗАН - котел с выпук­лым дном.

КАЗАЧЁК - 1) казачий на­циональный танец со слож­ными, подчас акробатически­ми, фигурами; 2) дворовый мальчик одетый в казакин и прислуживавший в доме рус­ского помещика во время крепостного права.

КАЗАЧИЙ МОЖЖЕВЕЛЬНИК - ядовитое ра­стение, кустарник семейства кипарисовых; встречается в Черноморье и особенно в донских лесах; служит для добывания экстракта эфир­ного масла, употребляющегося в медицине.

КАЗАЧИЙ ПРИСУД - земли, издавна заселенные казаками; в понятии предков казаков, при­сужденное Богом историче­ское право казаков владеть Старым Полем, берегами рек Дона и Донца «сверху до низу» и «с низу до верху».

КАЗАЧЬЯ ПРИСЯГА - насмешливое название кис­лого молока.

КАЗНА - железный ящичек, ларец с казною — знак казначея. Ближе к нашему времени замененный книгой.

КАЙМАК - по-турецки вся­кая пенка, в частности пена закипающего кофе; у каза­ков К. это сливки, отстояв­шиеся в кувшине и запарен­ные вместе с молоком до образования подрумяненной корочки или те же сливки, снятые предварительно с мо­лока и запаренные в хлебной печи; по-татарски К. — сме­тана, сливки.

КАЛГАТА, КАЛГАТНЯ - беспокойство, забота, хлопотливая суетня.

КАЛДАШ (тюрк. круглый) - гиря на ремне, дробящее оружие.

КАЛКАН - загривок, жировой нарост на затылочной части шеи.

КАЛЮГА (сев. дон.) - по­токи дождевой воды.

КАЛЮЖЕНЯ (дон.) - ни­зина наполненная водой.

КАН (некр.) - ковш на мельнице, из которого в жернов сыплется зерно.

КАНДЕЛЯ (дон.) - лампад­ка перед иконой.

КАНДЕЙКА (дон.) - чер­пак, кружка.

КАНДЁР - густой суп с пшеном, заправленный са­лом, маслом или сваренный на сухой рыбе; по-русски — полевая наша.

КАНОНЫ - правила для руководства в церковной жизни христиан, установлен­ные Апостолами. Отцами Церкви и Вселенскими Со­борами на основании Евангельского учения.

КАНУННИЦА - деревян­ная мисочка с крышкой.

КАНЫШ - сладкий пирог с творогом или арбузным кедом — нардеком.

КАПЛЮНЕННИК (дон.) - алкоголик, пьяница.

КАРАИЧ - порода крепко­го низко растущего степного дерева с витой желтоватой древесиной; нижняя часть изогнутого ствола, благодаря вязкости и твердости, слу­жит лучшим материалом для выработки деревянных ча­стей горско-казачьего седла — арчака или ленчика; татарск. — карагач, по-русски — ильма.

КАРАУЛ - как и по-тюрк­ски, стража, сторожевой от­ряд; у некрасовцев — пере­довой дозор.

КАРАЧУН - мрак, темно­та, смерть.

КАРГА, КАРША, КАРЯГА - ствол поваленного де­рева в лесу или на дне реки.

КАРЛЮГА - пастушеский посох.

КАРТЫШ - квадратный ку­сок соленого сала.

КАРЫЙ - масть лошади; темно-коричневая с черными хвостом и гривой.

КАРЬЕР - скачущий бег коня максимальной скорости.

КАРЯБАТЬ - царапать.

КАСАТКА (дон.) - ла­сточка.

КАТЛАМКИ (некр.) - сло­еные лепешки.

КАТОРГА - в царской Рос­сии принудительные работы в суровых условиях северно­го сибирского климата при тюремном режиме и в кан­далах; назначалась по опре­делению суда за тяжкие уго­ловные и политические пре­ступления. Первоначальное значение слова у турок — большое гребное судно, на которое гребцы набирались из пленников и преступни­ков, а во время плавания приковывались к скамьям.

КАТРАН - степное растение (Crambe tatarica) со съедоб­ным стеблем.

КАТУХ - свиной хлев.

КАТЫРЬ (некр.) - башмак.

КАШАРА - зимнее полуземляночное помещение для овец.

КАЮК - плоскодонная лод­ка на две пары весел; корма и нос К-ка связаны под оди­наковым наклоном и могут заменять друг друга.

КВАКИ - жабы.

КВЁЛЫЙ - хилый, слабый, болезненный.

КИЗЯК - утоптанная смесь из соломы и перепрелого навоза домашних животных, порезанная или сформованная в кубики; служит топливом в безлесных степях.

КИЙ (некр.) - палка, трость, посох.

КИЛА - грыжа.

КИЛЯК - больной грыжею.

КИНЖАЛ - обоюдоострое холодное оружие до 60 см длиной, с одним или тремя стоками по клинку.

КИЧКА - 1) старинный го­ловной убор казачек; делал­ся на твердой основе в форме лодочки, митры, широкой шапки с двумя или четырьмя рожками, а также в виде ти­ары, украшенной по верхним обрезам волнистыми фестонами-сороками. А.И. Ригельман описывает с натуры: «На голове носят повязки с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастьми жемчужными в поверх оных высокие кичи с сороками, на подобие большой трехугольной лопа­ты, вышитой спереди золотом, серебром и шелками в узор, а иные унизаны доро­гими каменьями и жемчугом с накрытием белым тонким шальником, то есть кисей­ною и флеровою фатою с распущенными сзади конца­ми». «У простых и небога­тых в верховых станицах жены носят с двумя рожка­ми посредственные и малые кички с сороками, шитые шелками и простой бумаж­ной пряжей». Профессор М.А. Мил­лер рассказывал, что простой рогатый головной убор Казачки делали, положив по­перек темени дощечку и по­вязав ее сверху платком. Ри­сунки многих головных уборов Казачек приведены в книгах А.И. Ригельмана «История или повествование о Донских Казанах» и «Летописное повествование о Малой России». 2) К. у рус­ских — возвышенная палуба на корме судна. 3) Кичкас по-татарски — маленькая бровь, бровка, а кыч — задок, корма.

КЛАДКА - подарок невесте от родителей жениха; К. вы­говаривалась на смотринах: столько то подушек, гетры с калошами, два платья шер­стяных, платок шелковый и т. п.

КЛЁКЛЫЙ - увялый, за­вядший.

КЛЁП - затычка, чоп из тряпок.

КЛЕЧЕТЕТЬ - замерзнуть, окоченеть.

КЛИКАТЬ - звать, прозы­вать.

КЛИНДУХ - пестрый, ди­кий голубь; иногда — всякая съедобная пернатая дичь.

КЛИЧКА - тоже самое, что фамилия или прозвище.

КЛОБУК - у древних  восточных славян ци­линдрическая шапка; те­перь К. — головной убор ду­ховенства.

КЛЮШКА (некр.) - трость, посошок.

КЛЯЧ  петля свитая из лозы.

КНИГА - тетрадь для записей в твердом кожаном переплете. В момент Круга каждый член Атаманского правления должен был держать свою тетрадь. Главная тетрадь, так называемая «атаманское писание», или «закон», была собранием протоколов, где в случае спора можно было отыскать юридический прецедент. Все сохранялось в Атаманском правлении и архиве

КОВЫЛЬ - растение семей­ства «злаковые» с перистыми коленчатыми остьями серебристого цвета, отчего его называют «седым ковылем» или «дедовой бородой»; растет только в степях целин­ных и исчезает после плуж­ной обработки земли; еще недавно встречался в дон­ских степях и около г. Дебрецина в Венгрии, где его называли «волосами девушки» и украшали им шляпы во время свадебных шествий.

КОЗАН - косточка ноги теленка, которую дети упот­ребляют для игры в козаны или бабки; слово татарское с тем же значением.

КОКАРДА - металлический знак, носимый на головном уборе.

КОЛДОВЩИЦА (некр.) - колдунья, ведьма.

КОЛИКО (некр.) - сколько.

КОЛОБАШКА - неболь­шой хлебец.

КОЛОВЕРТЬ - водоворот.

КОЛПАК - старинный и на­именее затейливый головной убор казачки, как бы трикотажный, мелкосвязанный мешок в форме клина, с красной кисточкой у его вершины; К одевался на го­лову, широкий край заги­бался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец, оставляя сво­бодной одну кисточку. Проф. М. А. Миллер встречал в станицах К-ки только чер­ные с вышитыми по ним красными цветочками и зе­леными листиками. Нечто подобное, но в светлых то­нах, изображено на одной из зарисовок Ригельмана на голове у девушки, в его кни­ге «История или повество­вание о донских казаках».

КОМЕЛЁК - часть хлебной печи, куда выгребается зола.

КОМНАТКА (дон.) - па­радная комната, горница.

КОМОЛ - шест, к которому прикрепляется сетка рыбо­ловного бредня.

КОНОВОДЫ - в боевом строю всадники, остающиеся в тылу с двумя лошадьми спешенных товарищей; при усиленном спешивании «с батовкой», на долю каждого коновода приходится четыре и даже шесть лошадей «сбатованных» особым образом (см. СБАТОВАТЬ).

КОПАНЬ - неглубокий ко­лодезь без сруба.

КОРЁЖИТЬСЯ - прояв­лять дурное расположение духа, гримасничать, ломаться.

КОРЕЦ, КОРЧИК - черпак для воды из красной меди, луженный, ручка крючком.

КОРМИЛО (дон.) - рулевое весло.

КОРЧ - пень от срубленно­го дерева.

КОРЧАГА - большой глиняный сосуд с двумя ма­ленькими ушками под вен­цом.

КОСТРИЧКА - осенняя труха.

КОСЯК - в степном коннозаводстве часть табуна, со­стоящая из 25-20 кобылиц во главе с племенным про­изводителем.

КОТИЧ - багор с крючком на деревянной ручке длиной ок. одного метра. Служит для подбагривания крупных рыб, пойманных на рыболов­ный крючок.

КОТЛУБАНЬ - углубление на ровной поверхности сте­пи, котловина.

КОТЦЫ - рыболовный сна­ряд для мелководных мест; воткнутые в дно прутья ло­зы замыкают круг по образ­цу вентеря и выступают выше уровня воды; рыба, проник­нув внутрь загородки через углубленное отверстие не мо­жет его найти и выйти об­ратно.

КОХАТЬСЯ - любить со взаимностью.

КОЧ - небольшое одномачтовое морское судно с палу­бой и двумя рулями, на кор­ме и на носу; сибирские ка­заки строили Кочи сами и плавали на них вдоль бере­гов Ледовитого океана. В частности, атаман Семен Дежнев вместе с другими казаками обогнул на Коче крайний северо-восточный мыс азиатского материка, названный после его именем — Мыс Дежнева.

КОЧЕТ - петух.

КОЧЕТКИ - 1) цветок ирис; 2) деревянные уклю­чины на каюке, стержни на которые накладываются кожаные петли весел.

КОШ - 1) вооруженный ла­герь при ханской ставке у крымских татар во время походов; 2) военный и ад­министративный центр За­порожского Войска Низово­го со ставкой атамана в Сечи на одном из днепровских островов; 3) у сибирских ко­чевников — временная стоян­ка со стойбищем кибиток; 4) у донских ка­заков — степная стоянка при стадах или во время поле­вых работ.

КОШЕВКА - рабочие сани.

КОШЁЛКА - снаряд из ло­зы для накидки рыбы в мел­кой воде; делается с широ­ким дном и узким горлом.

КОШКА - небольшой трезубый якорь для легких реч­ных судов и лодок.

КОШМА - у сибирских ка­заков гак называется толстая войлочная подстилка из ва­ленной овечьей или верблюжьей шерсти; бывает разного размера, в среднем 2х4 метра; на Дону, Кубани и Тереке К. называлась пол­стью.

КРАИНЬЕ - сортировка зерна для посева на машине с цилиндрическими сетками.

КРАПАТАНЬЕ - пересуды, сплетни.

КРАСНЫЕ ЯБЛОЧКИ, КРАСНЕНКИЕ - помидо­ры, томаты.

КРЁХ - боров, кабан произ­водитель.

КРИН (некр.) - лилия, так же как в церковно-славянском языке.

КРИНИШНАЯ ВОДА - колодезная вода.

КРИЧАТЬ - плакать, ры­дать.

КРИЧАТЬ В ГОЛОС - причитать, горько жаловать­ся.

КРОВ (некр.) - крыша.

КРОВЯ - кровь.

КРОЛ (дон.) - крот.

КРОМОЧКА (дон.) - ласковое обращение, по смыслу — «единственный», «самый близкий».

КРУГ - как общественно-политический термин К. у казаков служит обозначе­нием всякого народного соб­рания. По актам известны К-ги Валовые, К-ги Войско­вые, К-ги Полковые. К-ги решали все общественные де­ла, требовавшие выявления воли народа. При независи­мости казачьих политиче­ских обществ, собранием полноправных представителей народа у казаков явля­лась постоянная армия. Главная Войска, т. к. она состоя­ла из жителей всех поселе­ний при равном процентном отношении к их населению. Собравшись на майдане для решения очередных вопро­сов, они образовали К. Вой­сковой, потому что его уча­стниками были граждане-воины. Войсковой Круг обла­дал всеми правами предста­вительного учреждения: из­бирал атаманов и старшин, решал вопросы войны и ми­ра, вопросы внешних сношений, обычного права, цер­ковные, разрешал основание новых поселений, назначал для них земельные юрты, разбирал межевые споры, су­дил лиц, совершивших важные преступления и т. п. Его постановления были обяза­тельны для всех жителей ка­зачьего речного государства и могли отменяться только К-гом Валовым, своего рода Высшей Палатой. На Вало­вой Круг кроме бойцов Глав­ной Войски, съезжались особые представители от посе­лений. Он носил характер всенародный и атаманы со­бирали его только в тех слу­чаях, когда в отлучке не бы­ло ни одного отряда и ког­да надо было разрешать осо­бо важные вопросы.

Один из казачьих историков (Левшин, «Историческое и статистическое обозрение Уральских Казаков») дает описание Круга для XVIII в.: «Коль скоро, бывало, получится какой-нибудь указ или слу­чится какое-нибудь войско­вое дело, то на колокольне соборной церкви бьют спо­лох или повестку, дабы все Казаки сходились на сборное место к Войсковой избе или Приказу (что ныне Кан­целярия Войсковая), где ожидает их Войсковой атаман.

Когда соберется до­вольно много народа, то ата­ман выходит к оному из из­бы на крыльцо с серебряною позолоченною булавою; за ним с жезлами в руках есаулы, которые тотчас идут в средину собрания, кладут жезлы и шапки на землю, читают молитву и кланяются сперва атаману, а потом на все стороны, окружающих их. Казакам. После этого берут они жезлы и шапки опять в руки, подходят к атаману, принимая от него приказания, возвращаются к народу и громко приветст­вуют оный сими словами: «Помолчите атаманы, молодцы, и все великое Войско Яицкое!» А, наконец, объявив дело, для которого созвано собрание, вопрошают: «любо-ль, атаманы молодцы?» Тогда со всех сторон или кричат «любо!» или по­дымают ропот и крики «не любо!» В последнем случае атаман сам начинает увещевать несогласных, объясняя дело и исчисляя пользы оного. Если Казаки были им довольны, то убеждения его часто действовали; в противном случае никто не внимал ему и воля народа исполня­лась».

На Круге всякий казак имел свободный голос и мог делать свои предложения, выступив для этого на средину собрания. Вопрос счи­тался решенным положительно, если большинство бросало шапки вверх.

На Дону Круги бы­ли запрещены в 1721 г., на Урале в 1775 г., вместе с пе­реименованием Яицкого Вой­ска в Уральское. Круги воз­родились тот час же после революции 1917 г. и в этом случае ничем не отличались от всякого другого народного представительства. По исторической традиции их стали называть Войсковыми Кругами, хотя по своему ха­рактеру всенародности они должны были бы носить имя Кругов Валовых или Всеоб­щих. Конституционный Круг Дона, Кубани и Терека, созванный в январе 1920 г. и вынесший постановление о создании объединенной Казачьей республики, назван Верховным. Он был послед­ним на родной земле. Позже К-ги собирались только в эмиграции, в каче­стве поместных народных представительств.

КРУГЛЯН (дон.) - пирог с начинкой.

КРУТЬКИ - рыбаки-брако­ньеры, ловившие рыбу в за­претное время или в «запо­ведных» водах Нижнего Дона.

КРУШИТЬСЯ (дон.) - пе­чалиться, тосковать.

КРЫГА - льдина, плывущая по реке.

КРЫЛЕС (некр.) - балкон, галерея вокруг дома.

КРЫЛЬЦА - верхняя часть спины, лопатки.

КРЫМСКАЯ СТОРОНА - старинное название степи вдоль правого берега Донца и Нижнего Дона.

КУБЕЛЕК или КОБЕЛЕК - старинное праздничное платье донских казачек; по рисункам Ригельмана, в XVIII в. К. — это шелковое платье, закрытое под шею, но без воротника, сшитое в талию и с расширенными книзу рука­вами. На груди К. застеги­вался рядом пуговиц из ценных камней, по большей ча­сти, агатов. Проф. М. А. Мил­лер видел на старинных К-ках «вислые пуговицы», которые имели форму вино­градной ягоды и были об­шиты мелким жемчугом. Когда казачка поднимала руки кверху, широкие рука­ва выглядели как крылья мотылька и, очевидно, от этого сходства произошло название платья в его перво­начальной тюркской форме, потому что словом «кобелек», «кебелек» тюркские народы называют мотылька, бабочку. В некоторых фасо­нах платья широкий рукав собирался в манжет и нави­сал над кистью руки пыш­ным буфом.

КУБЫТЬ (дон.) - кажется, как будто бы, должно быть.

КУГА - водолюбивое расте­ние, сем. осоковых; почти круглые в сечении, шпагообразные, пористые побеги К. образуют обширные заросли в пойме казачьих рек.

КУГАРЬ, КУЖЁНОК - казачий подросток, мальчик.

КУЗЁНОК (дон.) - поро­сенок.

КУКАН - шнурок для на­низывания через жабры пой­манной рыбы. Также — тон­кая буксирная веревка для лодки, плывущей за кормой парусника.

КУЛАГА - лапша с суше­ными вишнями.

КУЛЬБАКИ - старинное название задних седельных переметных сум; по-польски «кульбака» - седло.

КУЛЮКАТЬ - долго ожи­дать.

КУМОЧКИ (дон.) - игра в прятки.

КУНДЮБЕНЬКИЙ - маленький, невзрачный.

КУПСЫ (некр.) - купцы.

КУПЫРЬ - отросток, моло­дой побег от ствола дерева или злака.

КУРАГА - сушенные жердёлы (абрикосы).

КУРАГОД (некр.) - хоро­вод.

КУРГАННИК - степной орел.

КУРДЮК - хвост у овцы специальной «курдючной» породы; 15-20 кг жировых отложений в курдюке, нагулянные на тучных летних пастбищах, расходуются ор­ганизмом овцы в зимнее время.

КУРЕНЬ - казачий термин монголо-татарского происхождения. Значение слова К. персидский историк XIV в. Рашид ад Дин определяет, как «кольцо». «В старинные времена, когда какое-либо племя останавливалось на ка­ком-нибудь месте, наподобие кольца, а старейший из них был подобен точке в се­редине круга, это называли курень. В нынешнее время, когда приблизится неприя­тельское войско, располага­ются по той же фигуре, да­бы не вошел в середину чу­жой и неприятель». Такой овальный замкнутый фронт соответствует «каре» преж­ней европейской боевой тактики, построению фронтом на все четыре стороны. В им­перии Чингисхана куренем называлась самая малая об­щественная единица граж­данского и военного управ­ления; курени выделяли особые воинские части (подразделения), со­ставленные по родовому признаку.

По словарю турецко-татарских наречий: «Курень — толпа, племя, отряд, корпус, полк». Слово это перешло к казакам и курень у них означает собрание станиц, станицу, и иногда казацкую избу или избу, вообще.

Запорожские казаки, во время сожительства с та­тарами и службы крымским ханам, объединялись тоже в курени и сохранили этот термин, перейдя на окраины Вел. княжества Литовского. У них К. это неодинаковое по численности военное со­дружество односельчан и родственников с куренным атаманом во главе и с наз­ванием по той местности, от­куда в него приходило по­стоянное пополнение.

«Каждый курень имеет начальником Куренного ата­мана, избираемого Казаками из равных себе. Все Казаки и чиновники в виде простых Казаков расписаны по куре­ням по добровольному каж­дого избранию. Число Казаков не ограничено и простирается от 100 и до 1000 че­ловек» (Казачий Исторический Сборник 11. Париж, 1960.).

КУРПЕЙ - шкурка каракулевой овцы.

КУТ - внутренний угол.

КУТЁНОК - щенок.

КУТЫРЬ - рыбий пузырь.

КУЧУГУР - ровная поверх­ность, покрытая небольшими курганами или холмиками.

КУШИРЬ - мелководное растение со шнуровидными стеблями и листьями, плава­ющими на поверхности.

КУЩИ - неожиданные рез­кие порывы ветра из-за го­ристого берега; они подни­мают на Азовское море мел­кую рябь, которая бежит по поверхности воды темными пятнами. К. иногда опроки­дывают парусные суда, не успевшие вовремя стать про­тив ветра.
Hosted by uCoz