П

 

ПАДИНА - низменное место.

ПАЖЕЙ ДЕРЖАТЬ - ве­сти судно ближе к берегу реки.

ПАЙ - земельный надел, выделенный казаку из ста­ничного юрта, по достиже­нии им шестнадцатилетнего возраста. Так как земельным владельцем была каждая ста­ница, то величину пая уста­навливало собрание (станич­ный сбор) ее «десятидворных» представителей; она за­висела от прироста населения и размеров юрта; новопосе­ленные станицы наделялись землею из земельного фонда Войска с расчетом по 30 де­сятин на каждого взрослого мужчину; с ростом населе­ния П. постепенно умень­шался, иногда — до пяти де­сятин. По обычному праву вдовы получали половину пая, а вдовы с сиротами — полный пай.

ПАЛ (некр ) - выстрел, по­жар.

ПАЛАШ - однолезвийное холодное оружие; почти пря­мой клинок длиною 80-90 см, с заточенным для уко­лов концом. У Казаков также — полоса, па­ласа.

ПАЛИЦА (некр) - палка, трость.

ПАНАИР (некр.) - базар.

ПАНЁВА - полоса плотной материи, служившая казач­кам в качестве юбки; от за­паски отличалась только клетчатым рисунком яркой раскраски.

ПАНСУРА - лицо; тоже что «обличье», но с оттенком насмешливости.

ПАПАХ (муж.), ПАПАХА (жен.) - традиционный головной убор служилых казаков — барашковая шап­ка с суконным верхом. В древности Славяне называли П. клобуком, а название П. вошло в употребление позд­нее, так же как трухменка или кабардинка; они связаны с именами кавказских наро­дов папагов, трухменов и кабардинцев. Казаки пользуются разными фасонами П., низкими — с плоским вер­хом или высокими — с кону­сообразным верхом. Донцы и запорожцы в XVI-XVII вв. снабжали П. суконным тумаком, падавшим на бок в виде клина; в него можно было вложить стальной кар­кас или иной твердый пред­мет, для защиты головы от шашечных ударов.

ПАРАЛИК - паралитик.

ПАСИСЬ - берегись, опа­сайся.

ПАТАТУЙКА - птица удод.

ПЕЛЮШКИ - туалет мла­денца, пеленки,

ПЕННЫЙ (некр.) - наказан­ный за проступок, от слова «пеня».

ПЕРВАК - чистый сок, вы­жатый из целого винограда.

ПЕРЕВАЖИТЬ - превзой­ти, перевесить.

ПЕРЕЛИТОЕ - сорт донско­го вина.

ПЕРЕМЕТНЫЕ СУМЫ - прямоугольные мешки для запасной одежды всадника, притороченные сзади седла.

ПЕРНАЧ - знак высшего атаманского достоинства, серебряная позолоченная булава с навершием грушевид­ной формы, которое поделено на восемь долей, похо­жих на птичьи перья; обра­зуемое ими навершие укреп­лено узким концом на око­ванной серебром трости, общей длиною около 80 см. П. вручался новоизбранному Войсковому атаману. Русские цари, после покорения Казаков, иногда жаловали их Войска новыми П-чами.

ПЕРСИ (некр.) - грудь.

ПЕРСТ (некр.) - палец.

ПЕРХИЛЯТЬСЯ - изогну­ться, наклониться, переги­баться.

ПЕСИК - висок.

ПЕСТАТЬСЯ - нянчиться.

ПЕТЕЛ (некр.) - петух.

ПЕЧАТЬ - на рукояти или на перстне, вручалась атаману при выборах. Символ хозяйственной и дипломатической функций атамана. Ею скреплялись все документы. Принадлежала общине и передавалась от атамана к атаману.

ПЕШИ, ПЕШКИ - пешком.

ПЕШИЕ БАТАЛЬОНЫ - см. ПЛАСТУНЫ.

ПИКА - колющее оружие степного воина; П. — «дончиха» с древком саженной длины, с тупым металлическим основанием и трехгранным втульчатым наконечником-остриём, в наше время сох­ранялась еще у всех Казаков, кроме Кавказских; была соб­ственностью каждого строе­вого Казака. На походе П. опиралась кожаным стремечком на подъем правой ноги и висела за правым плечом на петле — «балберке»; при­менялась почтя исключи­тельно во время конных атак.

ПИКАДОРЫ - казаки во­оруженные одними пиками.

ПИРАМИДА - на Дону так называется гора около Усть-Медведицкой станицы. В последней четверти XVII в. у подножья П. возник старообрядческий скит, который разрушен русскими войсками в 1689 г.

ПИРОГ - белый пшеничный хлеб.

ПИХРА - пренебрежитель­ное наименование, слово, вы­ражающее презрение к не­полноценному человеку.

ПИЧКАТНЫЕ САНИ - расхожие розвальни.

ПЛАСТУНЫ - казачьи пе­шие воины. Это название принесли в казачий обиход казаки черноморские; вна­чале они одни были храни­телями боевых традиций знаменитой запорожской пехо­ты и только позднее стали появляться П. у линейцев, донцов и терцев. Таким об­разом, все бойцы пеших ка­зачьих частей стали называться не иначе, как П. В императорской армии из пеших казаков формировались отдельные бата­льоны и попавшие в них призывные были избавлены от значительных расходов при покупке коня и сбруи. Но, несмотря на такое облег­чение, служба в пехоте не очень привлекала казачью молодежь. Она стала уделом малосостоятельных людей по необходимости. В мирное время пластунские батальо­ны выставляли одни кубан­цы. Во время войны их чи­сло утраивалось до 18, для которых Войско имело го­товые кадры опытных ко­мандиров.

ПЛЕМИНУ (некр.) - рода, племени.

ПЛОЙКА - завивка волос или фестонов на ткани при помощи горячих щипцов.

ПЛОТБИЩЕ - пристань для лодок.

ПЛУГАТАРЬ (муж.) - тот, кто пашет землю; идущий за плугом.

ПОБИРУШКА (некр.) - нищий.

ПОБЫТ - обстоятельства; «таким побытом» — «при та­ких обстоятельствах», «та­ким образом».

ПОГОНЫ - неотъемлемая часть одежды казака строевого возраста. Обязательно носились казаком до выхода «на льготу». Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.

ПОДБОР - низкий каблук казачьего сапога.

ПОДГОЛОСТНИК - певец, выполняющий в казачьем хоре подголосы, партию на высоких тонах; также — дишкант.

ПОДГОЛОСЫ - музыкаль­ная партия при хоровом исполнении казачьей песни, ва­риант ее основной мелодии на самых высоких тонах.

ПОДЖЕНИШНИК - стар­ший шафер па свадьбе.

ПОДЗЕМКА, ПОДЗЁМКА - печь, устраиваемая под кроватью, для обогрева в зим­нее время; низкий ды­моход-лежанка.

ПОДМОРНАЯ (некр.) - бо­лотистая, гнилая.

ПОДОНЬЕ - бассейн Сред­него и Нижнего Дона; де­лилось на западную Крым­скую сторону и Заполье.

ПОДОШЛА ПОД НЕГО (некр.) - приблизилась к нему.

ПОДПИСНЫЕ СТАРИ­КИ - лица наиболее уважае­мые в станицах, избранные обществом для совещаний с атаманом и контроля дейст­вий станичного правления. Вначале они назывались «вы­борными», но так как пере­писка в важных делах шла за их подписями, с сороковых годов XVIII в. их ста­ли называть «подписными». В круг обязанностей П. стариков входила организация обороноспособности своего городка, наблюдение за справедливым распределением очередей в военных коман­дировках, решение вопроса об отставке служивых, высе­ление нежелательных, беглых из России, новоприходцев, улаживание ссор между станичниками и т. п. В актах они иногда называются и «степенными стариками».

ПОДСОБИТЬ - прийти с помощью.

ПОДСОСАЯ КОБЫЛИ­ЦА - кобылица с жеребен­ком.

ПОДХОРУНЖИЙ - обер-офицерский чин, самое старшее военное звание для особенно заслуженных ря­довых. По штату П. занимал в сотне должность вахмист­ра, но в случае нужды мог заменить и строевого офи­цера.

ПОДЫ - земельные наделы в степных юртах на отда­ленных от станицы участках.

ПОДЪЕСАУЛ - обер-офицерский чин.

ПОЕЗЖАНЕ (только мн.) - участники свадебной процессии.

ПОЖАЛОВАНИЕ - цар­ская милость в награду за услуги. До Петра I царское П. донским казакам выра­жалось в присылке ежегод­ных даров в виде пороха, свинца, запаса зерна, спирта и сукон. Взамен этого ка­зачьи общины вели непре­рывную разведку татарской степи, а иногда, по особым договорам, выступали с бое­вой помощью русским вой­скам. Эта форма отношений с соседями велась по примеру Византии, которая посто­янно выплачивала соседним «варварам» жалование нату­рой и деньгами за мир и помощь против врагов, при­влекая их тем в число своих федератов.

ПОКЕЛЕВА, ПОКЕЛЬ - покаместь, до тех пор пока.

ПОКЛИКАТЬ - позвать.

ПОКОХАТЬСЯ - полю­бить друг друга.

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - издревле укоренившаяся в душах ка­заков надежда на опеку и покровительство Матери Бо­га Живого. День Покрова 1/14 октября всегда празд­новался в станицах дома и в эмиграции особенно тор­жественно, с молебнами о живущих, с панихидами по отошедшим в иной мир, с общественными собраниями, спортивными состязаниями и общими трапезами. Исто­рически такая традиция приурочивалась, к чуду по­ражения турок под Азовом, когда у изнемогавшего от долгой и неравной борьбы, казачьего гарнизона не оста­валось уже никаких надежд и когда видение «жены пре­красной в багряной ризе» вдохновило на новые подви­ги. К первому октября 1641 г. свершилось действитель­ное чудо: город освободился от осады. Но корни особен­ного почитания Богородицы несомненно много древнее, глубже и душевнее. Божия Матерь, это Высшее Начало, матерински нежная, страда­ющая и понимающая страда­ние, вечная Женственность, обнадеживающая посредни­ца между слабым человеком и Всемогущим Господом. Ее образ вызывал в массах во­енного казачьего народа те же чувства, которые питали почитание Пресвятой Девы у средневековых рыцарей, в частности у рыцарей В. кня­жества Литовского, ходив­ших в бой с пением гимна-молитвы «Бога Родица, Де­вица, Благословенна Мария».

Осенний праздник, по­священный П. П. Богороди­цы, отдавал должное памяти погибших и усопших, а од­новременно служил днем благодарения за Божие дары, за те жизненные блага, ко­торые казак-хозяин получил в истекшем году.

ПОКУПНЫЕ КРЕСТЬЯ­НЕ - так назывались крепо­стные крестьяне, купленные богатыми казаками в России и «выведенные» на Дон. Са­мый ранний случай такой покупки известен по акту 1734 г. Но по русским законам до 1775 г. казаки и их старшины не имели права покупать крестьян и владеть ими. Донские старшины получили это право только после того, как стали считаться русскими дворянами. От этого времени постыдный торг людьми начался на ярмарках в ст. Урюпинской, куда помещики центральных губерний России «везли на продажу своих крестьян, ча­сто в оковах, и сбывали, их семьями и даже поодиночке». В 1782 г. из 26.579 кре­стьян, живших на Дону, 1106 человек были покупными; в 1796 г. из общего числа 54.628 — их было уже 3.995 чело­век, в большинстве дворо­вых слуг.

ПОЛАТИ - чердак.

ПОЛИКОВАТЬ - торже­ствовать, радоваться.

ПОЛИПОНЫ - прозвище старообрядцев у православ­ных.

ПОЛК - в древности это слово имело у славян зна­чение тождественное поня­тию «народ»; позднее оно обозначало народное ополчение, собранное для какого либо военного предприятия; встретив противника вооруженные толпы «исполчались», располагались в порядке бо­евой готовности; при этом передовые, фронтовые и фланговые отряды считались отдельными полками. В рус­ских летописях боевые от­ряды черных клобуков, тоже называются полками; их полковая воен­но-административная организация была принята после и у запорожских казаков гетманщины, где полковое начальство объединяло в сво­их руках и военную, и су­дебную, и гражданскую власть. Здесь полк равнялся повету (уезду) с центральным полковым поветовым городом и с сотенными городками и селами. В Сечи полки состояли из нескольких куреней под командой полковника.

Время появления полковой организации у донских ка­заков трудно определить из за ограниченности данных по этому вопросу. Можно предполагать, что в городках военной единицей была ста­ница, а в Главной войске формировались пятисотен­ные полки с полковыми го­ловами. Пятисотенными они были на Дону еще и в на­чале XIX в. Казачий полк позднейшей формации со­стоял из шести сотен с соответствующим обозом, об­щим числом несколько боль­ше тысячи человек при 25 штаб и обер-офицеров. К началу Первой Мировой вой­ны в штаты казачьих полков введены конно-пулеметные команды. Та же организа­ция оставалась без измене­ний на независимом Дону в гг. 1918-19, где и пешие ба­тальоны были сведены в пла­стунские полки.

ПОЛКИ ГВАРДЕЙСКИЕ - 1) Лейб-гв. Сводно-казачий сформирован в конце XIX в. из призывной мо­лодежи части казачьих Войск, пропорционально их численности: уральцы, оренбургцы и сибиряки по 1 сотне, астраханцы, смиреки, забайкальцы, амурцы, уссурийцы и енисейцы по одному взводу. 2) Лейб-гв. Атаманский разрешен фор­мированием в 1775 г., до средины XIX в. находился при атаманах в Новочеркасске. Полк действительной службы комплектовался из донских казаков, красивых блондинов. Последняя фор­ма: заправленные в сапоги серосиние шаровары без лам­пас, мундир василькового цвета и такой же верх фу­ражки или папахи. Имел наг­рады: за войны с Наполеоном — Георгиевское знамя и белый бунчук с георгиевским крестом, на древках серебря­ные орлы; знак на головные уборы: «3а Варшаву 25 и 26 августа 1831 г.». Стоянка в Петербурге, почетный шеф — наследник цесаревич. 3) Лейб-гв. Казачий выделен в 1798 г. из Лейб-гв. Гусаро-казачьего полка; полк дей­ствительной службы ком­плектовался из Донских Казаков, красивых брюнетов. Последняя форма: заправлен­ные в сапоги серосиние ша­ровары без лампас, алые мун­диры и такой же верх фу­ражки или папахи. Награж­ден Георгиевским штандар­том и серебряными трубами за отличия в войнах с На­полеоном. Стоянка в г. Петербурге, почетный шеф — государь император.

Кроме этих П. Г. су­ществовал еще Собственный конвой императора из ку­банцев и терцев (по 2 сотни) и номерная 6-я Донская гв. батарея. На гвардейском положении считался также Варшавский Кубанский ди­визион.

ПОЛОЗИТЬ - ползать.

ПОЛОНЕННИК (некр.) - военнопленный.

ПОЛОНКА - свободное ого льда место на замерзшей по­верхности реки или озера.

ПОЛЬСКИЙ КОТЕЛ - ко­тел для варки пищи в степи на полевых работах.

ПОЛЫННОЕ ВИНО - особый сорт донского вина; бе­лое, очень сухое типа шампанского и с небольшим привкусом полынной горечи.

ПОЛЧАН, ПОЛЧАНИН (муж.) - однополчанин.

ПОЛЧАНИН, ПОЛЧОК - сослуживец по полку.

ПОМИНКИ - между XV и XVII вв. так назывались по­дарки крымским ханам в деньгах и мехах, регулярно посылавшиеся из Москвы, для снискания их дружбы.

ПОМОЛЧИ, ЧЕСТНАЯ СТАНИЦА! АТАМАН ТРУХМЕНКУ ГНЁТ! - на казачьих Кругах так есаулы призывали выслушать атамана. Народные собрания на майданах, обычно очень шумные, подчинялись поряд­ку, установленными обычаями. Если атаман хотел выс­казать свое мнение, то молча поднимал вверх папаху сложенную вдвое; тогда есаулы шли в толпу и обращали внимание присутствующих на этот знак. Наступала тишина, и граждане выслушива­ли своего выборного вождя.

ПОНОЧЁВКИ (только мн.) - вечернее развлечение казачьей молодежи, с разговорами, танцами и ухаживанием.

ПООБТЕРХАТЬСЯ - пообноситься, обветшать.

ПОПСАВАТЬ - испортить.

ПОРЕЧЬЕ или ПОРЕШНЯ - особый вид донской выдры; живет около воды, в которой проводит много времени; между пальцами коротких ног имеет плава­тельные перепонки. В старину из ее черного блестящего меха делалась опушка на женских шубах, а также ши­лись женские шапки с атласным верхом.

ПОРОЖКИ - ступеньки.

ПОРТУПЕЙ-ЮНКЕР - в казачьих военных училищах первая и вторая степени начальников из рядовых; млад­ший П. Ю. и старший П. Ю. по положению в строю со­ответствовали мл. и ст. пол­ковым урядником.

ПОРУХА - ошибка, вина; «В этом нашей порухи не было».

ПОСАД - торговое и ремес­ленное поседение при стенах какой-либо крепости, куда жители П-да скрывались в случае нападения неприяте­ля. На казачьей земле поса­дом считался Азов, хотя в его границах находились и прежняя крепость и порт и два предместья.

ПОСЛЯ - после.

ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ — в Московском государстве так называлось министерство иностранных дел. П. П. учрежден вначале царствова­ния Михаила Федоровича (1613-1645), который передал в его ведение дела сношений с независимым Доном. В 1666 г. подьячий П. П-а Г. Котошихин писал о донских казаках: «а как они к Москве приезжают и ни честь бывает такова, как чужеземским нарочным людем». Петр I в 1718 г. прео­бразовал П. П. в иностран­ную коллегию, а дела казаков в 1721 г. передал военной коллегии.

ПОСТАЛЫ - мягкая обувь из сыромятной кожи, особый фасон чевяков; русские — поршни.

ПОСТАВ - посудный шкаф.

ПОСТАВАЛ - производитель войлока и валенок, ва­ляльщик шерсти.

ПОСУДА - запрещенный рыболовный снаряд; веревка ок. 50 м длиною, снаб­женная поплавками и вися­щими на ней большими стальными крючками, укреп­ляется поперек течения реки; проходящая мимо крупная рыба цепляется за крючья, но часто срывается с них и после пропадает, от ран без пользы.

ПОСЫЛЬЩИК - посланец по какому либо обществен­ному делу.

ПОТЕКЛИНКА - впадаю­щий в реку поток вешней воды.

ПОТНИК - войлочная под­стилка под седло; у Казаков П. состоял из трех-четырех листов плотного войлока и был покрыт кожей.

ПОТРОЩИТЬ - помять.

ПОТЫЛИЦА - затылок, загривок.

ПОЧЕТНЫЙ (некр.) - поч­тительный; «У меня сын почетный, завсегда слушается».

ПОЧУНЕТЬ - прийти в себя, опомниться, очнуться.

ПРАВДАТЬ - содержать, воспитывать, кормить кого-либо; напр. «правдать общественного бугая».

ПРАВО СЛОВО - верно, верное слово, честное слово.

ПРАЗДНИКИ - нерабочие дни, посвященные памяти какого либо знаменательного события в жизни религиоз­ной, национальной или го­сударственной. Церковные П. делятся по своей значи­мости и по роду богослуже­ния на великие, средние и малые. К первым относятся: а) П. св. Пасхи, день Вос­кресения Христова; б) два надесятые П. — числом двенадцать в году: Рождество Христово, Сретение, Креще­ние или Богоявление, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница (Троица), Воздвижение честного и жи­вотворящего креста, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Успение Пр. Богородицы; в) П. в честь особо чтимых святых; Рож­дество Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла; г) воскресные, седьмые дни недели. Средними считаются П. в честь прославленных икон Богородицы, в честь ангелов и некоторых святых; малыми в церковном смысле признаются П. престольные, храмовые, гражданские, национальные, полковые, ор­денские и т. п. У казаков день Покрова Пресвятой Бо­городицы (14 октября) почитается наравне с великими П-ками.

ПРАПОРЩИК - младший офицерский чин в русской армии; с 1884 г. в строевых частях был упразднен и ос­тавлен только, как «П. за­паса»; во время Первой Ми­ровой войны восстановлен снова.

ПРАХ (некр.) - пыль.

ПРЕДАНИЕ - изустный рас­сказ о каком либо событии, хранящийся в народе из поколения в поколение; одна­жды зачитанное, П. может служить существенным  вкладом в отечественную ис­торию.

ПРЕДБУДУЩИЙ - следу­ющий, будущий; «предбуду­щее воскресенье».

ПРЕДВЕЩЕВАТЬ - пред­сказывать.

ПРЕДЛЕЖАТЬ - надле­жать.

ПРЕДМЕР (дон.) - пример, образец.

ПРЕДТЕЧА - предшествен­ник; по-казачьи — Предотеча относилось к Иоанну Крылатому-Крестителю, который своим появлением предварял пришествие Иисуса Христа. Иоанн Крылатый особенно почитался у казаков, как провозвестник торжества Христианской веры, как зна­мение основного христиан­ского Таинства — Крещения. Его имени было посвящено много казачьих храмов, а среди них азовский, заложен­ный не позднее 1637 г.

ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ - догмат православной веры, согласно которому во время литургии хлеб и вино претворяются в истинное Тело и истинную кровь Христову; процесс П-ния называется Таинством Евхаристии.

ПРЕТВОРИТЬСЯ (некр.) - превратиться.

ПРИБАСКА - выдумка; пословица, поговорка; меткое изречение.

ПРИБЕГ - прибежал, при­скакал на лошади.

ПРИБОР НА СЛУЖБУ - в Московском государстве пополнение войск путем приема «охочих» добровольцев из вольных людей и каза­ков. Казачьи городовые пол­ки комплектовались по П-ру.

ПРИВАДА - приманка; в частности приманка для ры­бы, которую казаки ловят на удочки «за хлеб или за червяка».

ПРИВИЛЕГИЯ - в Римской империи так назывался за­кон, касавшийся интересов частного лица вне общих законодательных установле­ний. По примеру Рима в В. княжестве Литовском и в Речи Посполитой «привилеем» назывался декрет в. князя и короля, предоставляв­ший особые социальные или имущественные права отдельной этнической группе, классу, общине или частно­му лицу. Напр., запорож­ские казаки, уйдя от татар из Крыма, получили от Польско-литовского короля Сигизмунда I в 1506 г. право беспрепятственно расселить­ся вдоль рек Сулы, Псиола и Врсклы, при чем король, по словам историка Ригельмана, «одарил их вольностя­ми и разными преимущест­вами и на то привилегиею своею им подтвердил». П. это закон для каждого от­дельного случая.

В русском законода­тельстве понятие П. тракто­валось, как право собствен­ности изобретателя на сде­ланное им изобретение, но в бытовой речи оно имело значение какого то преиму­щественного состояния. Напр., остатки казачьих ис­торических прав на землю и особый общественный строй в глазах русских представ­лялись как «казачьи приви­легии».

ПРИКАЗНЫЙ - звание младшего начальника из рядовых бойцов, помощник урядника по поддержанию дисциплины и порядка во взводе, командир отделения; у русских в старину так на­зывались низшие чиновники официальных учреждений — приказов.

ПРИКИДЫВАТЬСЯ - притворяться, выставлять себя в ложном виде.

ПРИКЛАД - в древнеславянской речи понималось, как «пример»; то же значе­ние сохраняется у некрасовцев и черноморцев-кубанцев с ударением на первом сло­ге; с ударением на последнем слоге, в настоящее время — деревянная часть ружья, которая прикладывается к плечу; у портных и сапожников — дополнение к основному материалу: подкладка, пугов­ки и т. п.

ПРИМУЧИВАТЬ (некр.) - принуждать грубой силой.

ПРИНЧ (дон.) - рис; у ка­бардинцев — прунж, у тюрок — биринч, у осетин и ар­мян — бринч.

ПРИПИСНЫЕ КАЗАКИ - иногородние по народному постановлению принятые в замкнутую казачью среду. Если на казачьи земли при­ходили казаки, имеющие доказательства своего казачьего происхождения, то принимали их сразу и считали их при­родными, а не приписными.

ПРИПИСНЫЕ КРЕСТЬ­ЯНЕ - в XVIII в. особый тип поселян на Дону; по большей части запорожские казаки, ушедшие с Днепра и пожелавшие остаться на положении мирных земледельцев. Приписными они назывались по той причине, что каждый из них, явившись на казачью землю, должен был обяза­тельно приписаться к станице или за частным владель­цем отдельного хуторского хозяйства. Вначале это был своего рода надзор за пове­дением новых, незнакомых людей, а с 1763 г., когда для всех П. К-ян был введен «семигривенный» податной оклад, их опекуны (станицы и частные хозяева) стали отвечать за исправное поступление от них податей.

ПРИРОДА (дон.) - происхождение: «Помни свою природу» — не забывай свое­го происхождения.

ПРИСМЫКНУТЬ - затя­нуть узел, привязать.

ПРИСОВЕТОВАТЬ - по­дать совет, уговаривать

ПРИСУГЛАСИТЬ - при­гласить.

ПРИСУД КАЗАЧИЙ - по понятиям предков казаков, земля назначенная Богом (присужденная) в вечное ка­зачье владение; степной бас­сейн Дона, Старое Поле. Русская история трактует П. К., как область подвласт­ную казачьему войсковому суду, территорию, на кото­рую распространялась власть казачьих кругов.

ПРИСУХА - ворожея, кол­дунья.

ПРИСЯГА - всякое торже­ственное обещание перед крестом и евангелием, в част­ности обещание свидетель­ствовать беспристрастно и правдиво на суде или честно выполнять обязательства, принятые на себя, добро­вольно, по принуждению или по гражданскому долгу.

ПРИТВОРЫ - оконные ставни.

ПРИТУГИ - рыболовный снаряд, удочка.

ПРИТЫН - барьер, упот­реблявшийся при скачках с препятствием.

ПРИЧАЩЕНИЕ - в пра­вославной церкви часть дог­матического учения о евха­ристии, по которому верую­щие, вкушая освященные дары, хлеб и вино, под их видом причащаются Тела и Крови Христовой, во остав­ление грехов и в жизнь вечную. П. совершается по за­вету Иисуса Христа: «Сие творите в мое воспоми­нание.

ПРОВА - передняя часть судна.

ПРОГОН (некр.) - дорога.

ПРОЕЗЖИЙ  ЛИСТ (некр.) - пропускное свидетельство для продвижения по стране.

ПРОЗВИШША - родовое имя, фамилия.

ПРОКУДНЫЙ - зловред­ный.

ПРОПАСТИШША (дон.) - множество.

ПРОСЛЕДОК - колея, уг­лубленный след проехавших подвод.

ПРОСТРАННО (некр.) - привольно, в достатке: жить пространно — не чувствовать ни в чем недостатка.

ПРОТОИЕРЕЙ - старший священник.

ПРОТОПОП - прежнее наз­вание для протоиерея, те­перь устаревшее и вышедшее из употребления.

ПРОТОПРЕСВИТЕР - по­четное звание протоиерея; П. армии и флота — началь­ник всего военного духовен­ства.

ПРОХУДИТЬ - истрепать, продырявить одежду.

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕ­СЕНЬЕ - последний день масленицы.

ПРЯ (некр.) - спор.

ПРЯЖКА - поясной ремень.

ПРЯМИТЬ - верно служить; это слово встречается в отписках донских казаков московским царям.

ПРЯСЛО - часть плетня.

ПСАЛМЫ - религиозные песнопения из книг Ветхого Завета; их составление относят к 1500-1150 гг. до н. э.

ПСАЛОМЩИК - светское лицо, прислуживающее свя­щеннику во время богослу­жения; иногда вне алтаря частично замещает дьякона.

ПСАЛТИРЬ - собрание псалмов; книга содержит псалмы царя Давида, Моисея, Левитов, Асафа и др. псал­мопевцев.

ПСОТИТЬ - портить.

ПТА (некр.) - птица; мн. ч. — птахи.

ПУШКИ - общее название для артиллерийских орудий. В Европе П. появились по­чти одновременно с изобретением пороха (1330 г.). Уже в 1312 г. ими была воору­жена мавританская крепость в Испании — Алжедирас. В 1399 г. история вспоминает П. Литовского князя Витовта; он пользовался ими при битве с татарами на реке Ворскла. Дальше на востоке они появляются несколько позднее в виде малокалибер­ных «затинных пищалей» и сеящих картечь «тюфяков». В 1475 г. Москва основала пушечную избу, где кова­лись стволы я для тяжелых пушек, «большого наряда». В 1500 г. там же появились мастерские пушечно-литейные.

Казаки стали обладате­лями собственной артилле­рии вскоре после того, как расстались с татарами и Москвой, и возвратились на свои прежние юрты вдоль Дона и Днепра.

Вначале они добывали П. от турок с боя в их при­морских укреплениях, а нес­колько позднее получили возможность приобретать их у кавказских мастеров, в Москве и на Западе.

К концу XVI в. на До­ну и в Запорожье сущест­вовала стройная организация подрывного и пушкарского дела, самостоятельно добывалась превосходная селитра, вырабатывался порох, картечь и каменные ядра. При взятии Азова в 1637 г. и при обороне его от турок в 1641 г. донцы пользовались мно­гочисленной и хорошо снаб­женной артиллерией — «войсковым нарядом». Так же и казачья армия Богдана Хмельницкого имела в своем распоряжении солидную ар­тиллерию, которой командо­вал «войсковой обозный».

В 1738 г., уже под рус­ской властью, некоторым донским станицам пришлось перенести опустошительное нападение татар и тогда из Петербурга, для усиления обороноспособности Дона казакам были присланы 67 пушек. Они были распределены по укрепленным го­родкам.

Указом императора Павла I от 20 октября 1797 г. казачьи полевые П. на Дону были сведены в две конные роты по 12 орудий в каждой. Первым органи­затором и начальником этих артиллерийских соединений стал премьер-майор Аким Акимович Карпов. В 1813 г. образована третья рота и учреждена запасная полуро­та. Они были снабжены глад­коствольными, шестифунто­выми (по весу снаряда) медными пушками образца 1805 г. Позднее введены «едино­роги», бившие гранатами и картечью, а также П. образ­ца 1815 г.; с 1854 г. — двенадцатифунтовые облегченные. Все они заряжались с дула, поджигались фитиля­ми и били прямой наводкой по видимым целям.

С 1867 г. введены но­вые П. образца 1863 г., по-прежнему медные, но уже нарезные и с замками в ка­зенной (задней) части ство­ла, с ударными приспособле­ниями. Следующими были — стальные нарезные образца 1877 г., а с 1899 г. их заменили П. образца 1895 г. В 1900 г. появляются скорострельные П., заряжавшиеся с казенной части готовыми гранатными, шрапнельными и картечными патронами. Еще более совершенный об­разец 1902 г. был введен в казачью артиллерию с 1907 г. Это было трехдюймовое скорострельное орудие со щитом, компрессором и прицельной панорамой. С нею казачьи батареи вышли на фронт Первой Миров о и войны.

ПУЩАЙ - пусть будет.

ПЫРНУТЬ - уколоть, ударить острием.
Hosted by uCoz