С
САБЛЯ - обычно украшенная, старинная, тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на круги и по праздникам.
САГАЙДАК - казачье и татарское название колчана; по-киргизски — садак, по-алтайски — саадак.
САГВА – см. МУЗГА.
САДОВИНА (некр.) - фруктовое дерево.
САК - вид женской верхней одежды.
САКВЫ - парные кожанке мешки цилиндрической формы, каждый на 10-12 фунтов (фунт = 409,512 г) овса; приторачивались по обе стороны передней луки к седлу.
САККОС - по-гречески «мешок»; парчовое архиерейское облачение с рукавами.
САКМА - проторенный конницей степной путь, широкий битый шлях.
САЛ - река, левый приток Дона, ок. 650 км длиною; в прежнем течении доступен для судов небольшого тоннажа.
САЛАМАТА - густой как каша молочный суп, кипящее молоко заправленное мукой, куда иногда добавляют еще и каймак; также суп с салом или маслом, густо заправленный гречневой, просяной или пшеничной мукой. Обычная казачья пища в степных походах старого времени.
САЛТАНУШКИ (некр.) - служивые, «славные атаманушки».
САЛЫ - камышовый плотик для седла и оружия при переправе через реку вплавь; привязывался к конскому хвосту.
CAMAH - крупный сырцовый кирпич из глины смешанной с мелкой соломой и некоторым количеством навоза; огнеупорный и нетеплопроводный материал для стен жилых домов и хозяйственных построек.
САМОСТРЕЛ - метательное оружие, выпускающее стрелы; род арбалета.
САНДАЛЯ - трезубец, которым бьют сазанов во время икрометания, когда они идут стадами при самом береге реки. С. иначе называется — ости.
САПА - змея, гадюка.
САПЕТКА - круглая корзинка с двумя ручками.
САПУХА - печная сажа.
САТАИЛ, САТАНАИЛ - нечистый дух, дьявол.
САЯН - см. КАВРАК.
СБАТОВКА - в коннице при пешем строе, особый способ связывания лошадей от седла к седлу, при котором уменьшается число коноводов и в бой выводится большее число спешенных всадников. В образной казачьей речи «сбатовать» значит призвать к порядку, не допустить своеволия.
СБОЧЬ - со стороны.
С БУХТУ БАРАХТУ - неожиданно, непроизвольно, ни с того ни с сего.
СВЕДЕНЦЫ - особая строевая команда, созданная по царскому указу в 1700 г. из служилых городовых казаков городов Орла, Курска, Обояни и Чугуева. К полученным из них трем казачьим ротам добавили 2 роты крещёных татар и калмыков; поэтому их и называли С.
СВЕЖЕНИНКА - свежее мясо.
СВЕРЗИТЬ - стянуть вниз, низвергнуть.
СВЕТЕЦ - лучина.
СВЕТОК ЛАЗАРЕВЫЙ - тюльпан.
СВЕТЫ (некр.) - цветы.
СВЕРБЕТЬ - зудеть, чесаться.
СВИРИСТЕТЬ - верещать.
СВЯЗКА (некр.) - жемчужное ожерелье.
СВЯЗЬ - хата из двух комнат, разделенных сенями и чуланом.
СВЯЩЕНСТВО - у православных и католиков Таинство, соединённое с религиозным обрядом рукоположения в духовные пастыри лиц, специально к тому подготовленных. У христиан существует три основных степени С-ва: епископ, иерей и диакон.
СЕДЛО - снаряжение, облегчающее всаднику долговременное пребывание на конской спине. Конструкция седла и его вес зависят от назначений: военного, спортивного или бытового; самые тяжёлые — кавалерийские, самые лёгкие жокейские. Ковбойские, мексиканские и казачье-горские составляют особый тип.
Основные части казачье-горского седла: потник, арчак или ленчик (деревянная основа с луками), три подпруги, стремена, тебеньки и подушка. Потник из трёх или четырех листов войлока, покрыт кожей и приторочен к лукам арчака; по бокам арчака привешены на ремешках тебеньки, четырёхугольные куски твёрдой кожи, которые прикрывают пряжки подпруг, а спутлища со стременами расположены над ними. Между лук арчака лежит продолговатая кожаная подушка, притянутая к нему средней подпругой или чересподушечным ремнём. Стремена, более или менее однообразные, выкованы из прута стали с плоским упором для ноги, с широким прорезом вверху для спутлища и ремённой скашёвки, связующей стремена под грудью лошади.
К полному комплекту строевого С-ла принадлежат также кожаные или ковровые перемётные сумы и саквы для овса.
Таким типом седла казаки пользовались в армии и в домашнем быту.
СЕЛИТРА - составная часть пороха. Казаки добывали ее из перегноя своей богатой почвы или из скифских курганов-храмов, воздвигнутых когда-то из хвороста. Как С. добывалась рассказывает турецкая хроника 1740 г.: «Раскапывается земля и на яму накладывается длинная выдолбленная колода, на которой укрепляются бочонки и трубы, наполнявшиеся выкопанной землей. Сверху наливается горячая вода, которая, стекая, попадает в котёл, где размешивается и кипит. Затем в котел кладут палочки, на которых за ночь откладывается селитра толщиной в палец. Чтобы добиться лучших результатов, операцию необходимо повторить много раз».
СЕЛ ОКРУГ (некр.) - поселиться поблизости.
СЕМАК (дон.) - русская медная монета в две копейки.
СЕМЕНЬ - особый вид лома для скалывания и прорубания льда на реке во время зимней рыбной ловли; верхняя половина деревянная, а нижняя — стальная со скошенным остриём.
СЕМО И ТАМО (некр.) - здесь и там, там и сям.
СЕНА - сено; из за отсутствия в основной казачьей речи среднего рода, принадлежит к роду женскому: «сена хорошая, свежая, скошенная».
СЕРНИКИ - спички.
СЕЧКАРЬ - (некр.) плотник.
СИБИРЁК - колючий кустарник, из побегов которого делаются метлы.
СИГАЛИ - саранча, кузнечики.
СИГАТЬ - прыгать, подскакивать.
СИДЕЛЕЦ - постоянный служащий при станичном правлении; исполнял поручения станичного атамана, охранял порядок, имущество и архивы канцелярии.
СИПА - у казаков пренебрежительная кличка для русских солдат.
СКАЗОЧНЫЕ КАЗАКИ - взятые на учёт и ограниченные в правах дети и внуки казаков, участвовавших в восстании К. Булавина на руководящих должностях. Русское правительство приказало распределить их по жилым юртам и ни на какие «казачьи службы» не назначать. Старшины взяли многих из них в свои хозяйства. Еще в 1764 г. некоторые С. К. работали у Войскового атамана С. Ефремова за малую плату или за одно содержание.
В 1769 г. Правительствующий Сенат поручил Войсковому атаману пересмотреть в общем собрании со старшинами вопрос о С. К., с тем чтобы годных определить на службу. Это поручение было выполнено, но и после этого у некоторых влиятельных старшин они оставались «в услужении» свободные от всяких других повинностей.
СКАЛИТЬ - подвывать, повизгивать, плакаться.
СКАЧОК - особый род коллективной рыбной ловли, в которой участвовало всё мужское население станицы; замерзшая река делилась на участки, номерованные «сотни» и каждая часть станицы получала по жребию свой номер. По сигналу люди во главе со старостами бежали на свои участки, делали ряд прорубей и пропускали подо льдом специальные сетки — «перетяжки». Попавшую в них рыбу тут де продавали прасолам, своим устным или приехавшим на это время из городов.
СКАШОВКА - часть казачьего седла, ремень, которым под грудью коня связаны оба стремени. С. укрепляет посадку всадника при действиях шашкой и пикой, а при джигитовке позволяет делать головоломные номера.
СКЛО - стекло.
СКЛЯНИЦА (некр.) - бутылка, пузырёк.
СКОЛИЗЬ - гололедица.
СКОПЕЦ - ястреб.
СКОРОДИТЬ - бороновать поле.
СКРОЗЬ - повсюду, повсеместно.
СЛЕГА - длинный и толстый шест.
СЛОБОДЫ - населенные пункты, жители которых — земледельцы пользовались свободным трудом и не были закрепощены помещиками. На Дону С. заложены свободными крестьянами и днепровскими казаками. Поселения крестьян зависимых назывались деревнями и сёлами.
СЛУЖИЛЫЕ КАЗАКИ - казачьи общины и казаки-одиночки, принявшие на себя службу интересам царя московского. Появление С. Казаков связано с разгромом донских берегов Мамаем (1380 г.), Тохтамышем (1382 г.) и Тамерланом (1395 г.); после этого остатки донцов скрылись на окраинах Руси от южной лесостепи до Белого моря и оттуда верстались на царскую окраинную службу. Первые С. К. вспоминаются в русских летописях под 1468 г. С. К. получали постоянное жалованье деньгами, продуктами или земельными наделами; они иногда попадались в гражданском состоянии и сотнями верстались в дворянское сословие «детей боярских», а особенно заслуженные награждались крупными поместьями. Все они в служебном отношении подчинялись Разрядному Приказу. В XVII в. многие С. К. способствовали завоеванию и освоению азиатских просторов Сибири. Когда же исчезла угроза татарских нападений, а границы европейской России отодвинулись к берегам морей, прошла нужда в С. К. В последней четверти XVI в. многие из них целыми станицами переселились на Дон, Терек и Яик, а затем массами безработных и обедневших воинов хлынули на казачьи реки в связи с преследованиями «раскольников» и толпами «голутвенных» пополнили войско Степана Разина; тысячи погибли при Петре Первом на его новостройках, а остатки городовых и полковых С. К. уже в XIX в. переселены в новооснованные Сибирские Войска и на Кавказскую Линию, куда они явились с названиями их прежних станиц (Воронежская, Тульская, Черниговская и т. п.).
СЛУХМЕННЫЙ - послушный.
СМЕКАТЬ - рассчитывать.
СМУТА - историческая эпоха в жизни Московской Руси. Смутное время началось после смерти Федора Ивановича, последнего царя из рода Рюрика (6 января 1598 г.), и продолжалось до избрания в цари Михаила Федоровича Романова (21 февраля 1613 г.).
СМУХЛЕВАТЬ - сжульничать.
СНЕДЬ - пища, еда, продукты; от этого слова казачье — снедать, завтракать.
СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ - оплот христианства на далеком севере. Основан в 1436 г. святыми иноками Савватием, Германом и Зосимою. Располагаясь на одном из островов Белого моря, раньше владел обширными волостями и на материке.
После изгнания казаков с Дона некоторая часть их оказалась и на землях С. монастыря; казаки неоднократно упоминаются в монастырских Уставных грамотах. Например, в грамоте 1548 г. говорится о денежных повинностях казаков, проживающих в волостях Виремской, Сумской, Шиженской, Сухонаволоцкой и в Слободке. Снова о казаках из Сумской волости говорится в грамоте 1564 г. Там приказывается выбирать в восьмичисленную комиссию по податным окладам и двух местных казаков: «да те бы восмь человек сидели у вас в окладе и окладывали земских людей и Казаков в Божью правду, кого чем пригоже, кто чего достоин, другу бы не дружили, и недругу не мстили». «А у которых Казаков дворы свои, и лошади и коровы держат и на тех бы есте клали выть не целую, по разсуждению, который чего достоин». Там же упоминаются некоторые льготы для казаков «а котором году лучится служба ратчина» (очевидно боевая).
Из монастырских волостей, так же как из соседних с ними земель, вышли поколения казаков — землепроходцев, закалённых в студёном климате севера. В XVII столетии они прошли через всю Сибирь до берегов Сев. Ледовитого океана, Берингова и Охотского морей.
СОМОВЫЕ СУМЫ - на Дону насмешливое прозвище казаков из низовых рыболовных станиц.
СОРМЫ - протоки между озёрами и болотами; С. плоские — мелкие безопасные для переправы вброд; С. крутые — веста опасные, гиблые.
СОТНИК - в старое время командир сотни, но после присоединения к России, согласно Табели о рангах, второй казачий обер-офицерский чин.
СОТНЯ - в казачьих армиях шестая часть конного полка и пластунского батальона; полный состав: командир, 3 младших офицера и 144 рядовых вместе с вахмистром и урядниками.
СОХИ - столбы в турлучной постройке, а также колы в плетёной изгороди.
СОЧЕВИЦА - чечевица, растение из семьи мотыльковых.
СОЯБИШНЫЙ (некр.) - упрямый.
СПОЛОХ - тревожный набат, вызов по тревоге, призыв к боевой готовности.
СПОПАШИТЬСЯ - спохватиться.
СПОЧИВ - сон, отдых.
СПРОТИ - наперекор, напротив.
СПУТЛИЩА - часть казачьего седла; крепкие ремни, на которых подвешены стремена; укреплены в прорезях передней части деревянного ленчика (арчака).
СПЫЛУ - очень горячий, прямо с огня.
СРОДСТВИЕ - родство, родственники.
СРОДУ - всегда.
СРОДУ НЕ - никогда.
СТАН - стоянка в открытой степи далеко от поселения во время полевых работ.
СТАН ВОЙСКОВОЙ - древнее название населённого пункта, где помещался центр управления казачьим краем и постоянные вооружённые силы.
СТАНИЦА - в первоначальном значении отряд конной разведки на степных рубежах Московии. Термин С. появляется в исторических памятниках XVI в., как название казачьих служилых отрядов, следивших за татарской степью на окраинах в. князя московского, «чтобы украинам было бережней». Но, вероятно, их служба началась уже в XV в., вскоре после того, как татары изгнали казаков с Дона и в южных городах Сев.-Восточной Руси появились служилые казаки. Кадры каждой С-цы выделялись из казачьих городовых общин на основах кровного родства или хотя бы свойства, но отрицать возможность пополнения С-ц и другими казачьими беженцами нет данных. Во всяком случае, некоторые из них сохранили до наших дней свои родовые названия, особенно на Дону (Аржановская, Качалинская, Каргальская, Григорьевская, Мелиховская и др.).
С-цы выходили на Поле начиная от 1-го апреля со своими атаманами, которых называли головами. Они сменялись поочередно все лето и осень до того времени, пока степи не покрывались глубоким снегом и исчезала возможность неожиданного нападения ордынцев. Если С. обнаруживала приближение татар, она должна была сразу уведомить об этом соседние «сторожи» (см.) и свой сборный пункт — город. После этого станичники уходили с пути противника и, оставаясь на его флангах, старались определить численность его войска.
Особый устав или «Книга» указывал, «на которых местах и урочищах на Поле, на крымских и на нагайских сакмах стояти на сторожах станичным головам, и вожам; и станичникам для бережения от прихода воинских людей». Тот же устав предусматривал места стоянки дозорных станиц, назначение которых — контроль сторожевой службы.
Во время смуты С-цы обращались в боевые единицы. Станицами же казаки возвращались после нее на свое Старое Поле. К этому времени, т. е. к началу XVII в. русская граница продвинулась по Донцу далеко на юг. Поэтому исчезла необходимость охраны прежних рубежей. Городовые казаки и их станицы потеряли в связи с этим службу. В своей значительной части они переселились на водные реки Дон, Терек, Яик и там слово С. приняло иной смысл, так стали называть поселения, которые прежде считались городками. Но вместе с тем в некоторых городках поселились по две и больше станичных общин. Например, в Старом городе Черкасском, по словам Ригельмана (XVIII в.), «в самом нутре города находится шесть станиц: Черкасских две, Павловская, Прибылянская, Средняя и Дурновская». В тех случаях, когда в новопоселённых станицах сильно было родовое начало, за ними сохранилось прежнее родовое название, а если С. состояла из многих родов, для неё придумывали новое имя по месту поселения: Усть Хопёрская, Усть Медведицкая, Чирская, Цимлянская и т. п. Иногда возрождали старое татарское: Курман Яр, Нагай, Бабей, Егорлык и др. С глубокой древности сохранились летописные Урюпино и Сиротин. Надо полагать, что названия станиц по русским городам (Тульская, Воронежская, Рязанская) принесли с собой на Кавказскую Линию остатки городовых казаков, служивших еще в полках с подобными названиями. Иногда казаки получали и прозвища соответственно тем местам из которых они возвращались на Дон. Так возникли казачьи фамилии: Мордвинцевы, Черемисиновы, Черкасовы, Тульцевы, Костромины, Казанцевы.
С XVIII в. С. — казачье поселение с установленными границами его земельного юрта. Иногда на отдельные участки станичного юрта переселялось несколько семейств, основывая новые посёлки и хутора. Хутора эти не разрывали связей со своей станицей, считались ее частью. Вообще, благодаря племенному однообразию, родственным связям, равенству в правах, одинаковым социальным и экономическим условиям, жители С-цы составляли как бы одну солидарную семью.
СТАНИЦА ЖУРАВЛЕЙ - построенная ключом (углом) стая журавлей во время осеннего или весеннего перелета птиц.
СТАНИЦА ЗИМОВАЯ - дипломатическое представительство «казачьей республики» при правительстве соседнего государства.
СТАНИЧНИК - по первоначальному значению всадник разведывательного отряда в «станичной службе» на южных московских рубежах. После того как служилые станицы переселились на казачьи реки, слово С. приобрело значение близкого по происхождению и по месту жительства, «своего человека». Это слово употребляется также, как вежливая форма обращения, вместо «господин», «пан» и т. д. Перед революцией 1917 г. походный атаман всех казачьих войск вел. князь Борис Владимирович приветствовал казачьи полки возгласом: «Здорово, станичники!».
СТАНИЧНОЕ ПРАВЛЕНИЕ - течение жизни в станице регулировалось и направлялось собранием «стариков» — Станичным Сбором. Участниками собрания были «тридцатидворные» (один уполномоченный от тридцати дворов) выборные. Станичный Сбор созывался атаманом, по мере надобности, для разрешения очередных вопросов. Каждые три года тот же сбор избирал тайным голосованием (шарами) С. П., т. е. станичного атамана его двух помощников, трех судей и казначея. До революции 1917 г. выборы утверждались атаманом округа. Выбранные лица становились участниками Станичного Сбора и вместе с двумя писарями, гражданским и военным, составляли полный штат С. Правления. По определению Станичного Сбора им назначалось месячное жалование. Бесплатную службу или «посиденки» при Правлении несли посиденошные молодые люди 17-18 лет по очереди, в качестве посыльных.
Права и обязанности станичных властей определялись законами и древними обычаями. Станичные атаманы обладали полнотой местной исполнительной власти. Атаман становился главой хозяйственного управления, заботился о станичном имуществе, следил за публичным порядком и безопасностью, заведовал первоначальным военным обучением молодежи и снаряжением казаков, призванных на военную службу.
Деятельность С. П-ния проявлялась также в заботе о нуждающихся семьях, вдовах и сиротах; в посильной помощи им, в моральном воздействии на нерадивых хозяев, малозаботливых отцов и непочтительных детей. В случае катастрофического неурожая С. П. принимало меры для предотвращения голода и обеспечения неимущих хлебом. Оно же ведало медицинской опекой и делами просвещения, больницами и школами, принимало участие в образовании новых церковных приходов и в поселениях своего юрта помогало строить новые храмы. С. П. следило также за правильным пользованием лесами, за выполнением постановлений о рыбной ловле, за ремонтом общественных построек, мостов и дорог. Под контролем Станичного Сбора С. П. равномерно распределяло между жителями пахотные, луговые, толочные и усадебные угодья. Всё это входило в круг обсуждения и решений станичного общества, которое таким образом чувствовало себя полным хозяином местной жизни. При этом общественная дисциплина нарушалась редко, т. к. покоилась на авторитете выборной власти и старшего поколения, на почитании религиозных установок и древних казачьих обыкновений.
СТАРЕЦ - нищий, попрошайка.
СТАРОЕ ПОЛЕ - северочерноморская равнина, включая и донские степи. Отличалось от Заполья — лесостепи. Еще в XVII в. русские и поляки считали его Диким полем, но для казаков оно диким не было. Весной 1708 г. К. Булавин, призывая донцов к восстанию, писал: «Прежде сего Старое Поле крепко было и держалось, а ныне же злые люди Старое Поле перевели, ни во что почли и чтоб вам Старое Поле не истерять».
СТАРООБРЯДЦЫ - часть православных христиан, отошедшая от господствующей в России Церкви после реформ московского патриарха Никона в 1654 г.
СТАРШИЙ УРЯДНИК - нижний чин в казачьих войсках.
СТАРШИНА - если это слово произносится с ударением на предпоследнем слоге, то оно обозначает социальный слой, выделившийся у казаков из народной среды по своему боевому опыту или по административным качествам.
Еще в первой половине ХVII в. каждый выборный атаман или другой начальник, отбывши положенный срок, в правовом отношении не приобретал никаких преимуществ. Но со временем в бессословной казачьей среде стало назревать образование особого класса. Побывши два или три раза выборным атаманом, казак приобретал своеобразный авторитет, как «заслуженный». Эти известные или «знатные люди» сохраняли часто влияние на общественное мнение и вне служебного положения. Таким образом, к концу XVII в. из общих казачьих масс выделилась особая группа, получившая название С-ны. Это несколько десятков родов, отличавшихся от других казаков материальным благосостоянием и тем, что представителей этих родов стали выбирать на атаманские посты и другие должности чаще, чем людей из рядовых казаков. В своей совокупности С. обратились в класс, не терявший авторитетности, благодаря установившимся традициям, богатству и высшему уровню грамотности.
После окончательного покорения казаков, из тех же старшин были созданы кадры ответственных начальников и командиров, уже не по воле народа, а по указу свыше. Часть из них получила почётное звание дворян и крупные поместья.
СТВОРКА - оконная форточка.
СТЕБАТЬ - бить плетью.
СТЕП (муж. рода) - ровное, широкое непаханное поле.
СТЕПНОЙ КРЕСТ (дон.) - орден учрежденный Донским Войсковым Кругом в апреле 1919 г. по инициативе Походного атамана генерала П. X. Попова. Небольшой четырехконечный крест из вороненной стали, по образцу — каменных, которые с древних пор еще иногда сохранялись на курганах. Орденом награждались все партизаны — участники Степного похода, с правом носить его на орденской ленте черно-оранжевых, георгиевских цветов. Ко времени основания этого ордена многие партизаны-степняки погибли в боях за Дон и крестом награждены только 610 человек.
СТЕРНЯ - остатки при земле стеблей хлебов или трав после жатвы и покоса.
СТОЙЛО - место у воды, где во время дня скот отдыхает на пастбище.
СТОР - первый лед, текущий по реке.
СТОРОЖИ (др. рус. с ударением на предпоследнем слоге) - отряд пограничной стражи; при движении войск в боевом порядке — передовые части. В январе и феврале 1571 г., по царскому указу, в Москве был собран военный съезд во главе с воеводой М. И. Воротынским. Этот съезд к 16 февраля составил приговор «О станичной и сторожевой службе», нечто вроде полевого устава, где были со всеми подробностями указаны обязанности С., а все служилые казаки разделялись на 1) городовых или полковых и 2) сторожевых или станичных.
СТОРЧЕВОЙ ВЕТЕР - на Дону южный ветер.
СТОЯНКИ - колы для плетня.
СТРАМА - позор, стыд, срам.
СТРЕМЯ - металлическая кольцеобразная часть седла, на которую опирается нога всадника; вошло в употребление около двух тысяч лет тому назад в сарматском и в аланском обиходе, как приспособление необходимое в конном бою для более удобного владений мечом, палашом или пикой.
СТРЕМЯ РЕКИ - линия самого сильного течения в средине реки.
СТРИЖАКИ - жеребята на втором году жизни.
СТРЯМКОЙ - топкий, болотистый.
СТРОЕВОЙ УСТАВ - для казачьих воинских частей, утвержден 2 мая 1838 г. с сохранением казачьей терминологии; вначале назывался: «Правила для состава и построений казачьих полков».
СТЫТЬ (существ.) - пронизывающий холод.
СУГЛАСНИКИ - единомышленники.
СУГРЕВ - место на самом солнцепеке, где солнце особенно пригревает.
СУМАРОК - неприветливый, странный человек.
СУМНО - печально, грустно.
СУРЧИНА - холмик земли при норе суслика.
СУСТРЕЛ - встретил, повстречался.
СУЦКОЙ - интеллигентный, разбирающийся в делах; от слова — суд.
СХИЛИТЬСЯ - согнуться, нагнуться.
СХОД СТАНИЧНЫЙ - собрание представителей от казачьего населения станицы и ее хуторов для решения важных хозяйственных и административных вопросов; участвуют в нём выборные, в зависимости от величины поселений, «десятидворные», «двадцатидворные» или «тридцатидворные» «старики»; тоже — станичный сбор (см. Станичное Правление).
СХОРОНИТЬ - спрятать.
СЧИНАТЬСЯ - пробовать, пытаться.
СЫНЫ БОЯРСКИЕ - московские военные люди, служившие по «отечеству», т. е. из поколения в поколение. Это своеобразное военное сословие имело общее наименование — «дети боярские». Если оно иногда пополнялось новыми людьми, то принимались в него исключительно лица из привилегированного класса. Были среди них и князья. Но служилые казаки «верстались» в С. Б. и получали связанные с этим имущественные выгоды беспрепятственно, очевидно, в награду за верную службу царю. Историк Ключевский обнаружил в актах указание, что в 1585 г. только в одном Епифанском уезде 289 казаков за раз были повёрстаны в звание детей боярских.
Службу С. Б. начинали «новиками» с пятнадцатилетнего возраста. До этого времени они считались «недорослями». Проверку их происхождения и пригодности к службе производила специальная комиссия «окладчиков», собранная из местных дворян и детей боярских. Эта же комиссия назначала каждому проверенному «новику» земельный и денежный оклад, который он станет получать, начав службу.
СЫСКНЫЕ НАЧАЛЬСТВА - основаны на Дону Войсковым Правлением в 80-х гг. XVIII в., как промежуточная инстанция между центром в Черкасске и возросшими в числе станицами. Им были переданы обязанности «нарочных старшин», учрежденных в 1743 г., чтобы «изо всех донских жилищ изыскивать и высылать на прежние жилища беглых российских всякого звания людей». Через десяток лет С. Н. всех шести округов ведали военными, судебными, административно-полицейскими и финансовыми делами, объявляли распоряжения Войскового правительства и наблюдали за их исполнением, назначали казаков в службы и походы, увольняли их в отставку, разбирали ссоры между станичниками, вели следствия по уголовным преступлениям и взыскивали налоги с податной части населения.
В царствование императора Павла I Войсковой атаман издал для С. Н-ств «Наставление с изложением их прав и обязанностей». С 1802 г., когда земля донских казаков была поделена на семь округов, С. Н. стали первоначальной формой Окружных Правлений.
СЮЗЬМА - кислый творог розового цвета из топлёного молока; сильно выжатая и спресованая С. на Среднем Дону называется «портошным молоком»; разбавленная водой дает вкусный освежающий напиток.
СЯБРЫ (некр.) — соседи.